Выберите язык

Язык / Language:

девочка

Стыд и совесть выполняют функции защиты человека на уровне чувств и сознания, подобно тому, как боль физически защищает наше тело. Мы можем испытывать удовольствие, грея ладони у костра, но тут же одергиваем руку, едва коснувшись кастрюли с кипятком. В обоих случаях механизм воздействия тот же – тепло. Но если степень воздействия превышает допустимый уровень, мы и осознать­-то ничего не успеваем, а мгновенная реакция организма уже предупреждает нас об опасности, защищает от саморазрушения. Когда болит какой-­либо орган, например, зуб, мы получаем сигнал: имеется проблема, нужно что­-то предпринимать. Может быть это и звучит парадоксально, но мы должны быть благодарны Творцу за боль, хранящую наше тело.

Аналогичным образом представьте, что ваш взгляд случайно зацепился за витиеватый почерк в чьих­-то личных записях, но заметив, что хозяин заметок не сводит с вас глаз, вы тут же покрываетесь краской. Стыд предупреждает: мы переходим грань допустимого.

Например, экстренно покидая здание гостиницы, когда сработала пожарная сигнализация, вы действуете строго в соответствии с инструкцией, прикрепленной к двери вашего номера. Но стоит лишь вспомнить, что вы видели, как в соседний номер заселялся инвалид-­колясочник, неспособный сделать того же самостоятельно, вы понимаете: поступив по правилам, вы проступаете неправильно. Совесть подскажет вам: нужно оказать помощь нуждающемуся в ней.

И боль, и стыд, и совесть – защитные механизмы, которыми Создатель наделил нас для нашего же блага. Но грех способен извратить любой дар, и в падшем мире люди могут порой наслаждаться болью, или, что бывает куда чаще, – получать удовольствие, причиняя боль кому-то еще, или же, наблюдая, как это делают другие. Воистину, павший человек не стал подобен животному – он куда страшнее.

В какой же степени можем мы судить о сохранении образа Божьего в падшем человеке? Григорий Нисский считал, что поскольку Сам Бог непостижим, – непостижим и образ Его. По крайней мере, в отношении данного вопроса он, безусловно, прав. Как минимум два фактора не позволяют делать уверенный вывод на основе ныне наблюдаемых свойств человека. Во-­первых, это уже упомянутое влияние грехопадения на сам образ Божий. Во-­вторых же, мы не можем не принимать во внимание и влияние грехопадения на наше восприятие образа Божьего в человеке – искажены не только «сигнал передатчика», но и «чувствительность приемника».