Выберите язык

Язык / Language:

hands

Молитва – это то, что христианин должен совершать каждый день. Мы молимся за себя, за своих родных или еще о чем-либо, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как молиться “правильно”, или какова значимость молитвы за себя или за других? Давайте вспомним того человека, за которого мы сегодня молились. И сразу же возникают вопросы: кем этот человек является для меня? как я понимаю его и что думаю о нем? И вообще, почему мы молимся за родных и друзей, и какая причина заставляет нас встать на колени?

Если посмотреть на молитву апостола Павла, в ней как раз можно найти ответы на эти вопросы, а также и то, какими Павел видит верующих, о которых он молится, кто они для него, и почему Павел вообще молится за них. Вот как пишет апостол о своей молитве: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братья, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Для этого и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш сделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (1Фес.1:3­-12).

В молитве Павла видно, что в первую очередь он благодарит Бога за Его работу в сердцах верующих, и потом просит продолжать эту работу – другими словами, Павел видит этих людей как верующих, в жизни которых работает Бог. Павел благодарит Бога за то, что нам и в голову может не прийти: за признаки благодати, за видимую работу Бога в христианах. И эти признаки благодати, и работа Бога в них проявляются в их возрастающей вере. Здесь отмечается не просто благодарность за их обращение и покаяние, а благодарность за их растущее доверие Господу.

Слова “вера” – “доверие” или “верность” – очень схожие по значению: растущее доверие, переходящее в верность. Фессалоникийцы растут в своей вере, будучи не удовлетворены во вчерашних достижениях, но простираются вперёд, к духовной зрелости. Павел благодарит за это Бога, и это важно отметить.

Мы привыкли мыслить в категориях: что я делаю – доверяю ли я Богу больше? что делаю я, чтобы я верил Богу больше? Но Павел благодарит Бога именно за то, что вера христианина растёт, за то, что “умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами”, и не просто любовь к Богу, а к ближнему.

Христианская любовь – это настолько уникальное явление, что оно выделяет учеников Христа из всеобщей массы людей: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35), и это не просто сентиментальное чувство, а практическая любовь.

В любом светском заведении (от гольф клуба до класса в университете) людей может объединять какое-то чувство взаимной симпатии, некий “дух компании” или толерантность, сплочённость. Христианская любовь отличается тем, что очень разные люди имеют общение друг с другом потому, что у них есть общая преданность и верность Христу, что коренится только в Его любви к ним. Но если корень или ядро этой любви теряется, церковь может развалиться за короткое время. Когда главная причина, почему мы идём в церковь – это хорошие люди и привычные песни, а не любовь к ближнему, то община просто перестанет существовать.

Опять же, Павел свидетельствует в своем послании, что эта любовь имеется в церкви фессалоникийцев, и причина этой любви – не сами люди такие молодцы, а действие Бога в их жизни. Павел благодарит Бога за их терпение и веру во всех гонениях и скорбях, переносимых ими, и несмотря на это, Павел видит в них растущую веру и любовь. Это – сверхъестественная работа Бога в их сердцах. Он молится о них, потому что хочет и дальше видеть этих людей христианами, в жизни которых работает Бог. Павел просит, чтобы Он сделал этих христиан достойными их звания, чтобы они теперь жили достойно этого спасения. Его желание – чтобы они стали жить достойно всего того, что означает быть христианином.

Парадокс: по сути Павел постоянно призывает людей, чтобы они стали теми, кто они есть… Однако важно заметить, что сами они не могут этого достичь, поэтому-то он и просит Бога, чтобы Он работал с ними настолько, насколько Он Сам посчитает их достойными этого призвания. Павел верит, что благодать поменяла человека так, что теперь в нем есть новые “благоволения благости”, или новые добрые желания, и он ожидает, что у христиан будут эти новые желания. Но он теперь идёт дальше и просит Бога, чтобы Он Своей силой совершил, довёл до конца все эти желания.

Мы можем пытаться что-то делать, даже очень успешно завершать свои проекты, но если за этим не будет стоять Бог, то не будет реального результата. Апостол хочет видеть этих людей верующими, в жизни которых работает Бог, чтобы их добрые дела приносили результаты, были совершенными, “да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём…” Просто зрелость и добрые дела – не это есть цель молитв Павла. Лучше и высшее желание христианина должно быть прославление Иисуса Христа.

Возможно, кто-то занимается служением или делает добрые дела, чтобы удовлетворить себя, но цель спасения, главная причина – чтобы Бог был в центре верующих, и чтобы в них прославлялся Господь во всех их делах. Павел не молится о фессалоникийцах, чтобы они были просто более старательными в своей жизни, хотя это именно то, что он действительно хочет видеть в них. Однако он понимает, что за этим стоит Бог, Его благодать. Он молится о многом, но просит именно о том, чтобы Бог Сам произвёл эти действия в них, и Павел глубоко понимает, что для этого нужна благодать.

Сама суть его молитвы – это библейское понимание, Кто есть Бог, что Он сделал; и кто есть мы, куда мы идём, что мы должны ценить и любить, и Кто стоит за сознательными переменами сердца человека. Павел хочет видеть этих людей верующими, жизнь которых меняется посредством благодати Божьей.

Итак, ответ на первый вопрос: кто они? – это люди, в жизни которых работает Бог.

Теперь посмотрим на второй вопрос: что двигает молитвой Павла и почему? – потому что будет второе пришествие Бога за своими, и их терпение и верность во время гонений и скорбей является свидетельством того, что будет праведный суд Божий и что они удостоятся Царствия Божия.

Мы часто говорим, что Господь уже рядом, у дверей, вот-вот придёт. Один проповедник сказал интересную мысль: “Господь стоит у дверей города под названием “Время”, готовый в любой момент ворваться в наш поток времени”. И это будет вторым пришествием, это будет приходом Царства Небесного.

Далее Павел говорит о входе в это Царство: “…чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.” Это не значит, что они этими страданиями могут заработать такое право, но их стойкость показывает именно то, что у них есть это право на вход. Почему так? Павел видит терпение и стойкость как результат работы Бога в них. Значит, они не зарабатывают вход в Царство страданиями, а через данное Богом терпение в страданиях доказывают, что достойны войти.Более того, Павел не делит верующих на достойных и недостойных: “Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех…” достойных? нет, “веровавших”. Но при этом Павел совершенно не подразумевает, что недостойные войдут.

Он подразумевает, что Бог будет работать в каждом верующем до тех пор, пока тот не станет достойным. Об этом он говорит и в других текстах: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит это” (1 Фес. 5:23,24).

Да, есть немало предупреждающих текстов в Библии о том, что кто-то может отпасть. Но христианство – это не религия для некой особой элиты, которая удостоилась чести быть идеальными христианами. Складывается такое впечатление, что имея оправданный и справедливый страх скатиться во вседозволенность и распущенность, существует такая версия христианства, которая старательно игнорирует ясные и конкретные тексты Писания, говорящие о гарантированной надежде, которую даёт нам наш Спаситель.“Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его …  когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству”.

Выше мы читали, что “будет праведный суд Божий”; по отношению к верующим это будет отрадою, буквально – “облегчением”. Когда явится Господь во второй раз, будет страшно, но Он будет нашим Господом, и мы будем стоять рядом с Ним и смотреть на суд этого мира с Его стороны. И если для верующих будет оправдание, то для остальных будет возмездие.

Для многих это звучит слишком жестоко и отталкивающе. Но Евангелие не может быть правдой без праведного и святого Бога. На самом деле в самом сердце Евангелия – справедливый Судья. Божья святость требует возмездия; Его любовь посылает Его собственного Сына, чтобы была удовлетворена эта святость. Но не все люди хотят принять эту великую жертву. И это – их выбор.

Некоторые представляют ад так: погибающие люди будут умолять Бога простить им, а Он будет таким строгим голосом говорить: “Я дал вам шанс, теперь уже поздно”. Это не библейская картина. Библия нигде не говорит о том, что люди в аду будут каяться. Ад будет наполнен людьми, глубоко уверенных в своей праведности и отвергающих праведность Бога. Они и при жизни не будут думать о том, чтобы просить прощение. Эти люди “подвергнутся наказанию, вечной погибели”. В мире эти люди выглядят сильными и умными, и они будут делать всё, чтобы навредить христианам.

Поэтому так важно помнить их конец, и он будет очень отличаться от того, что ожидает в конце жизни верных Божиих. Второе пришествие – это оправдание христиан и суд нечестивым, и для апостола Павла второе пришествие является важнейшим мотивом молиться за людей.

Итак, Павел молится. Кто у него перед взором и почему он молится?

Кто – это христиане, в жизни которых работает Бог, и Он доведёт эту работу до конца.

Почему – потому что Он скоро придёт за всеми верующими.

Проходят года, проходят десятки лет. Почему мы не меняемся? Почему не меняются родные? Может, всё наше христианство – это то, что делаем мы сами? Всё вертится вокруг того, что делаем или не делаем мы? Может, и все наши молитвы о том, что делаем или не делаем мы? Может, наша религиозная гордость и многолетний опыт служения мешают нам принять такого Бога, Который сказал, что пришёл послужить человеку? Может, и в моей христианской жизни Бог для меня ничего великого не сделал, как только умер за меня, и теперь иногда помогает в моём пути?

Это прекрасно, когда мы слышим молитвы о родных и друзьях в нашей церкви. Если мы этого не делаем, нам стоит взять пример с Павла. Это прекрасно, когда мы в молитвах в церкви свидетельствуем о том, как мы не можем дождаться прихода нашего Господа. Если мы не делаем и этого, нам стоит взять пример с Павла. Это прекрасно, когда в церкви слышны благодарности о явной работе Бога в сердцах братьев и сестёр. Но если мы давно не видели в своём соседе по лавке драгоценное дитя Божье, в сердце которого работает Бог, нам стоит взять пример с Павла.

Когда апостол Павел молится, он видит христиан, в жизни которых работает Бог. Он знает, что Господь скоро придёт, поэтому он просит Бога продолжать эту работу до самого конца. Последуем и мы его примеру.

Яков Воронин