Христос в мир грешный воплотился,
Чтоб человек в рай возвратился.
Мы в Нем наследие имеем
И тайной неземной владеем!
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петр.1:19).
В 4 веке н. э., в Вифлееме, над местом, где родился Иисус, был сооружен Храм Рождества Христова. Он стал известен всему христианскому миру своим символом Вифлеемской звезды. Серебряная Вифлеемская звезда установлена как знак, обозначающий место рождения Спасителя человечества, Иисуса Христа.
С того времени люди по-разному стали истолковывать значение звезды. Кто-то изображал ее в виде пятиугольника в знак правления царя Соломона. Голубая шестиугольная звезда Давида стала символом государства Израиль. В России Вифлеемскую звезду изображали с восемью лучами.
Серебряная Вифлеемская звезда в Храме Рождества Христова имела 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа. Внутри, по кругу звезды, была надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»: «Здесь родился Иисус Христос от девы Марии». Кто-то говорил, что четырнадцать лучей символизирует 14 тысяч младенцев, павших от руки Ирода.
Прочитанный нами текст открывает другую истину.
Второе послание Петра было написано, чтобы противостать лжеучителям, которые отрицали Иисуса, пришедшего во плоти, и защитить церковь от их вторжения. В повествовании апостола Петра «пророческое слово» – главный аргумент и ключ к доказательству Боговоплощения.
В первой главе идет разъяснение важнейших истин о том, что пророчества о Христе писали святые Божьи человеки, «будучи движимы Святым Духом». Апостолы на горе преображения лично услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Прежде чем мы попытаемся раскрыть сущность утренней звезды, давайте обратимся к истории сотворения мира.
Словами «да будет свет», которые прозвучали в первый день творения вселенной, Бог положил границу между периодом хаоса (тьмой) и периодом упорядочивания (светом); свет Он назвал днем, а тьму назвал ночью. Библия говорит: «Бог есть свет».
Будучи источником света, Он наполнил Собой вселенную и тьма бежала прочь. Точнее, тьма над бездною озарилась Божественным светом. Такие светила, как Луна и Солнце, были поставлены на тверди небесной на четвертый день творения. Поэтому свет первого дня не зависел ни от Солнца, ни от Луны.
Читая Книгу Иова, мы встречаем в ней образные выражения. Бог Творец проливает свет на первый день творения. Когда Отец вечности творил землю, было общее ликование утренних звезд, а сыны Божии восклицали от радости.
В космическое пространство Бог в свое время выводил созвездия, ткал звездный покров на небосклоне. Он рассыпал мириады звезд. Можно предположить, что утренние звезды вещали о наступлении первого утра в Божьем творении: «И был вечер, и было утро» первого дня на земле.
Апостол Павел говорит: «Бог повелел из тьмы воссиять свету» (2 Кор.4:6). Чудесным образом вспыхнул рассвет! Святая Троица (Отец, Слово, Дух Святой) созидали этот прекрасный мир. Премудрость Божия в лице Иисуса Христа была:
– Художницей и устроительницей Вселенной,
– Краеугольным камнем,
– Утренней звездой,
– Началом бытия мира,
– Сиянием славы Божией,
– Образом Бога невидимого.
«Все через Него (Христа) начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть» – говорит Иоанн в своем Евангелии (1:3), во Христе «была жизнь» (1:4). От Божьего сияния Вселенная начала свое существование. Однако грех вошел в мир, а с грехом – хаос и тьма.
Люцифер, херувим осеняющий, предводитель воинства небесного – восстал в небесных просторах против Творца, не подчинившись воле Его, когда Он вводил первородного Сына во вселенную. Денница, сын зари, не поклонился Отцу светов. В ангельском мире произошло падение, появился противник воле Творца и князь зла – сатана. А далее, в результате грехопадения человека, в сердцах прародителей наступила тьма. Тьма – это отсутствие света.
Человек, венец творения, лишился права общения со святым Богом, «ведь нет ничего общего у света со тьмой». Чтобы разрушить планы диавола и спасти человечество от вечной погибели, Всемогущий Бог предусмотрел начало новой эры во вселенной с приходом в мир Иисуса.
Бог есть любовь. Он не мог равнодушно смотреть, как человечество погружается во тьму. Писание говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Как первый день не мог наступить во Вселенной, пока вначале не прозвучало слово: «И сказал Бог», а затем засиял свет; так и начало новой эры установилось в момент рождения в мир утренней звезды – Иисуса Сына Божия. Вернейшее пророческое слово указывало на рождение Царя царей – Иисуса Сына Божия.
Пророки издревле возвещали о том, что придет Миссия, а с Ним освобождение человечества от рабства греха, ада и смерти. Апостол Павел в Послании Евреям повествует нам: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (7:14).
«Воссиять», значит издавать яркое сияние, распространять яркие лучи света, внезапно засветиться, неожиданно вспыхнуть.
В контексте главы это место Писания говорит о том, что пророчество о Христе было ярким светом, блистающим во тьме ночи. Впервые благая весть прозвучала в Ветхом Завете «вернейшим пророчеством» через уста языческого пророка Валаама. Звездное пророчество Валаама о Христе гласило: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17).
Валаам смотрит с вершины горы Фегор на Израиль и вещает о Христе, как о «потомке» этого народа, который именуется «звездой» и «жезлом». Пророк Валаам говорит о будущем сокрушении сил зла, восстающих на Царство Мессии.
Греческий текст об этом говорит так: «Слово пророков подтверждено». Апостол Петр как бы говорит: мы очевидцы, мы воочию созерцали величественную славу Господню на горе преображения.
Когда закончится эра благодати, Христос явится на облаках. Он заберет ожидающих Его людей в Царство небесного Отца. Следует обратить внимание на то, что утренняя звезда говорит о том, что приближается наступление дня, – она не только предшествует рассвету, но также и предвещает его.
Словосочетание «утренняя звезда» буквально означает «несущая свет» (φῶς — свет, φέρω — несу).
Язычники волхвы сказали Ироду: «Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мтф.2:2). В этом повествовании есть интересные моменты: обычно солнце, луна и звезды движутся от востока к западу. Необычен путь звезды: она двигалась от севера Персии на юг, и вела волхвов из Иерусалима в Вифлеем, который находится южнее.
Волхвы шли днем, однако при сиянии солнца звезда светилась так, что побеждала его яркий свет. Утренняя звезда Христа воссияла ярче небесных светил!
На протяжении путешествия волхвов звезда то является, то скрывается, а потом появляется вновь. Когда волхвы шли в Палестину, она была видна и указывала им путь; когда вошли в Иерусалим, она скрылась. Когда они, сказав Ироду зачем пришли, оставили его и собрались в путь, звезда опять появилась на небосклоне.
Звезда не имела своего определенного пути, подобно столпу облачному в пустыне Синайской, она то останавливалась, то двигалась, когда было нужно. Таким образом, это не была обыкновенная звезда, которая подчиняется небесным законам. Эта звезда должна была привести ищущие души к «месту воплощения Слова».
В истории было справедливо подмечено: «Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков» (Иоанн Златоуст).
Подобно тому, как ночной страж, видя утреннюю звезду, знает, что «ночь прошла», а «день приблизился», так христианин должен постоянно помнить, что скоро Христос грядет за Церковью, чтобы восхитить ее на небеса. Иисус говорит: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца... дам ему звезду утреннюю» (Откр.2:26,28). Кто постоянно совершает путь победы, узрит во всей красоте Христа, Который говорит: «Я есмь … звезда светлая и утренняя» (Откр.22:16).
Какой свет распространяем мы в этом мире?
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот во тьме» – говорит Писание (1Ин.2:9). «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13:12).
Откройте свое ухо для принятия «вернейшего пророческого слова», позвольте Духу Святому совершить работу в сердечном храме. Тогда наступит озарение в сознании, и Христос, утренняя звезда, взойдет в вашей бессмертной душе, наполнив ее неземной радостью.
Вифлеемская звезда,
Озаряй мой дух всегда
И веди святым путем,
Чтоб войти в небесный дом
Лицезреть Царя царей.
О, как хочется скорей
С Ним вечерять за столом,
Не смолкая, петь псалом!
Там Отец в любви Своей
Даст покой душе моей.
Александр Стовбырь