«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк.10:38-42).
Вифания («дом бедного») – селение вблизи Иерусалима, на восточной стороне Масличной горы, была местом, которое часто посещал Иисус и где Он неоднократно останавливался на ночлег. Здесь жили Лазарь, Марфа и Мария, здесь же находился дом Симона прокаженного.
Во времена Иисуса гостеприимство играло очень важную роль. Приход Иисуса в Вифанию был радостным днем для семьи. Судя по всему, эта семья была довольно состоятельной, и Марфа решила устроить пир.
Лука говорит, что она «заботилась о большом угощении». Скорее всего, она узнала о приходе Иисуса заранее, и вместе со своей младшей сестрой Марией занялась стряпанием. Однако, когда пришёл Иисус, Мария тут же забыла обо всём, села у Его ног, настроила орган души, чтобы слушать из Его уст слова жизни.
Мы так часто хотим быть добрыми к людям, но добрыми по-своему. Порою в суете мы берем на себя непосильную ношу чрезмерной заботы, а затем, подумав, что нас недооценивают – обижаемся. Несомненно, Господу для служения нужны и Марии, и Марфы. Однако Иисус хотел преподать сестрам очень важный урок.
Умение расставить приоритеты, научиться отделять главное от второстепенного и жить согласно Божьим ценностям – этому учит нас приведенное место Писания.
Мария избрала правильную линию поведения.
Чарльз Эрдман пишет: «Хотя Господь ценит все, что мы предпринимаем для Него, Он все же знает, что больше всего мы нуждаемся в том, чтобы сидеть у Его ног и постигать Его волю; затем в наших трудах мы будем спокойны, мирны и добры, и наше служение наконец сможет приобрести совершенство, как у Марии, когда в последней сцене она пролила на ноги Иисуса елей, аромат которого все еще наполняет мир».
Сегодня многие сверх меры увлекаются стремлением обратить взор Бога на свое служение, и как результат – быстро лишаются сил. Наше служение не должно превратиться в самодовольное желание угодить Богу. Задача христиан – положиться на Господа и позволить Ему накормить нас.
Благая часть – благочестие, благочестивый образ мыслей и жизни в целом. Вот как гласят некоторые переводы:
«Мария же избрала лучшее»,
«Мария выбрала лучшую долю»,
«Мария сделала правильный выбор».
Давид восклицает: «Господи, Ты часть моя»!
Благая часть заключается в том, чтобы видеть во всех делах Божью руку и смиренно принимать все, что Он определил для нас в Своем плане.
Благая часть, радостная доля, доброе предназначенье – это слова, определяющие нашу будущность. Мы должны не только избирать для себя благую часть (благочестие), но жить благочестивой жизнью в этом мире. Мария училась благочестию у ног Христа. Апостол Павел говорит, что «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8).
«Истинное и непорочное благочестие в том, чтобы хранить себя неосквернённым от мира», – говорит Апостол Павел. Мария впитывала благодать у ног Христа.
Нет ничего важнее, чем проводить время со Христом. Для кого-то это будет ранним утром. Кому-то время позволит и поздним вечером. А кто-то в ночи ищет общения с Богом, как Исаия: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис.26:9).
Для Марии с приходом Иисуса все обязанности по дому отошли на задний план – первое место заняло общение с Господом. Мария наклонила свое сердце к слушанию проповеди Христовой. В этот момент она напомнила историю с Петром, Иаковом, Иоанном, которые были со Христом на горе Фавор и от радости не желали покидать это место. Для них перестал существовать весь остальной мир, когда они увидели духовными очами Христа во славе.
Созерцать в храме величие Божие и внимательно слушать Его слово – великое благо для души и духа. Слово, вышедшее из уст Божьих – животворит, оно дает нам силу, укрепляет душу, дает жизнь с избытком внутри нас.
Второе важное утверждение из приведенного места Писания гласит: «Благая часть не отнимется у Марии». Почему? Она искала вечных истин у ног Иисуса, подобно старательной ученице. Христос говорит: «Ищите прежде Царствия Божия, и это ваше старание приложится вам». Вот что значит – «одно только нужно нам».
Господь любит народ Свой, ибо «они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор.33:3). Мы должны осознать, что всякое служение Иисусу начинается у Его ног и будет продолжаться в вечности. Мария понимала, что ей нужно учиться познавать своего Учителя, чтобы быть такой, как Он. Искать у Его ног того, что имеет вечную ценность – это предназначение христиан.
Наше служение – это учеба у ног Иисуса. Несомненно, враг будет всячески отвлекать взор нашей веры от слушания непреходящих истин, чтобы почва нашего сердца была каменистой, поросшей тернием, не способной запоминать Божьи истины. Важнее всего в нашей жизни то, что остается с нами надолго и перейдет в вечность.
Вспомните, как старательна была Мария, мать Господа Иисуса: «Мария слагала все слова о Христе в сердце своем». Благочестивый образ мыслей формируется только у ног Иисуса. Поспешим к этому живому источнику, чтобы почерпнуть от Него духовную силу. Эта сила – высшее благо, которое не отнимется от нас никогда.
Дорогой друг! А как обстоит дело с твоей душой? Ведь фраза: «одно только нужно», обращает внимание на слушание и повиновение словам Иисуса. Прислушайся к зову Христа, и ты обретешь ни с чем несравнимое благо в этой короткой жизни.
Александр Стовбырь