Точно так же, как дом свидетельствует о строителе, одежда – о ткаче, дверь – о столяре, весь мир свидетельствует, что Всевышний его создал.
В густых лесах Индонезии живет крупная птица величиной с индюка – древесный клау. Когда приходит время снести яйцо, самец и самка вместе сооружают гнездо. Самка заходит в него, а самец заделывает вход грязью и песком, оставив лишь щелку, чтобы самка могла высунуть клюв.
Самка заперта, но зато защищена от врагов. Самка откладывает и высиживает яйцо, а самец носит ей пищу. Но если что-то стрясется с самцом? Находятся добровольцы – другие самцы клау, которые носят пищу «вдове», пока не подрастает птенец, а сама она проходит процесс линьки. Бывает, что «вдову» кормят до пяти самцов.
Самец индийской славки из одного-двух крупных листьев сшивает трубку и устраивает в ней гнездо из тростникового пуха, хлопка, шерстинок, а затем приглашает самку класть яйца.
Что заставляет птиц вить гнезда для будущих птенцов? Кто научил их, как и в какое время это делать? Как они угадывают, когда наступит подходящая для этого погода, когда появится много пищи для будущих птенцов? Ведь, как мы уже говорили, потомство роющей осы не проходит никакого «обучения»!
Да и птицы, выведенные в инкубаторе и никогда не видевшие взрослых особей своего вида, построят гнезда точь-в-точь как их собратья: кто – из глины, кто – из соломы, а кто выроет ямку в земле.
У некоторых птиц гнездо строит только самец, у других – самец и самка: один приносит материал, а другой строит. Разделение труда!
Нелегко вывести потомство, но и уход за птенцами нелегок. Мелкие птицы кормят птенцов очень часто: поползень приносит корм птенцам 380 раз в сутки, большая синица – 350–390 раз, ласточка-касатка – до 500, а американский крапивник – даже 600 раз в течение дня и ночи.
Диву даешься, наблюдая за самой обыкновенной курицей, когда она выводит цыплят. День и ночь она с ними. И пусть только попробует подойти к ним собака или кошка! Курица тут же бросается в бой и стремится выклевать глаза. Не раз я смеялся, видя, как большой пес с позором отступает перед маленькой курицей.
Поразительно, как бесстрашно рискуют животные жизнью, чтобы спасти своих детей. Видя птенцов в опасности, птицы бросаются на землю словно раненые, и, подманив врага, отлетают в сторону, и так несколько раз, чтобы отвести опасность от гнезда.
Птицы, живущие стаями, делают это сообща. При приближении врага к птенцам то одна прикидывается раненой, то другая, и так до тех пор, пока не уведут его подальше. Что заставляет животных рисковать жизнью ради потомства?
МИГРАЦИЯ
Животные и птицы — превосходные пилоты и мореплаватели.
В последние десятилетия стало возможно подытожить результаты кольцевания сотен тысяч птиц. Выявились удивительные факты. Нередко птицы совершают перелеты ночью или в густом тумане, преодолевают расстояния в несколько тысяч километров (так, морская ласточка от полюса к полюсу пролетает около 40 тысяч километров).
Оказалось, что многие виды птиц пускаются в дорогу через две недели после того как вылупились из яйца. В таком нежном возрасте, впервые в жизни, без карт и без компаса — и через океан! Куда нам, людям…
Известно, что каждый птичий вид зимует в определенном месте планеты. Стаи находят места зимовки в любую погоду с удивительной точностью и никогда не ошибаются. Более того (и это отмечено многими натуралистами и любителями), отдельные особи из года в год возвращаются в определенный город, деревню и зимуют под крышей одного и того же дома или на одном и том же дереве.
Морские черепахи, обитающие в Бразилии, проплывают 2250 километров, чтобы отложить яйца на островах, расположенных на полпути между Бразилией и Африкой. Это крошечные острова, которых на обычной карте и не увидишь. Как говорится, «мореходки» не кончали, но остров свой находят безошибочно.
Все угри из Англии, Испании, Северной и Южной Америки, Африки плывут метать икру в Саргассово море, а их дети, развившиеся из икринок, спустя несколько месяцев спокойно возвращаются в исходные пункты. Причем установлено, что потомки «европейских» угрей возвращаются не только в ту же страну, но в ту же реку, где обитали их родители; так же поступают все африканские и американские угри.
Мигрируют и насекомые. Например, бабочка нофомилла ноктуэлла рождается в Северной Африке (со светлой окраской) и через несколько дней пускается в грандиозное путешествие в Англию. Здесь у нее к концу лета появляется потомство уже с темными крыльями, и отправляется в обратный путь — в Северную Африку, через Сахару! Кто научил этих совершенно без интеллекта крошек совершать такие грандиозные перелеты?