Распространение религиозной литературы в СССР считалось уголовным преступлением. За раздачу или продажу Библий можно было получить до десяти лет лагерей. А вот за чтение Священного Писания не сажали. Исключение составляли случаи, когда человек вел себя слишком неосторожно, общался с другими «неблагонадежными» или тайно посещал религиозные кружки. На вопрос, откуда он достал книгу, советский человек должен был ответить так, чтобы не подвести своего поставщика.
С литературой других конфессий поступали менее жестко. Изначально терпимость большевиков к мусульманам была связана с политическими обстоятельствами – слабой властью на национальных окраинах и стремлением заручиться поддержкой местных жителей.
После того как советская власть прочно установилась повсюду, ислам во многом постигла судьба христианства. В 1930е годы большевики закрыли и разрушили большинство мечетей и физически истребили многих представителей мусульманского духовенства.
Советские мусульмане попали в культурную изоляцию, поскольку их письменность с арабской графики перевели сначала на латиницу, а затем на кириллицу.
Многие арабские религиозные книги были навсегда изъяты и подлежали уничтожению. И все же прямые сведения о ликвидации и запрете Корана или Торы обнаружить гораздо труднее. Библия, по мнению партийного руководства, оставалась самой опасной книгой.
Оксана Баринова