Библия — единая книга, представляющая собой собрание многих сочинений, написанных, по меньшей мере, сорока разными людьми на протяжении не менее полутора тысяч лет, причём большинство из них никогда не встречались и не были знакомы друг с другом.
Однако единство и преемственность Библии настолько явственны, что можно утверждать: её создатель не кто иной, как Сам Бог.
Для того, чтобы проверить принадлежность той или иной книги к Писанию, использовались следующие принципы.
1. Апостольское авторство. Была ли эта книга написана апостолом или одним из близких соратников апостолов? Этот вопрос был особенно важным по отношению к Евангелям от Марка и Луки и Посланию к Евреям, поскольку Марк и Лука не принадлежали к числу двенадцати, а авторство Послания к Евреям было неизвестно.
2. Духовное содержание. Читалась ли эта книга в церквах, и способствовало ли её содержание духовному назиданию верующих? Это был самый практический способ проверки книги на каноничность.
3. Здравость учения. Являлось ли содержание книги доктринально здравым? Любая книга, содержавшая ересь или противоречившая уже установленным каноническим книгам, отвергалась.
4. Употребление. Насколько общепризнанной была эта книга в христианских церквях, и насколько часто она цитировалась в трудах отцов церкви?
5. Богодухновенность. Имелись ли в этой книге признаки богодухновенности? Это была наивысшая проверка; все остальные соображения, в конечном итоге, должны были отойти на второй план.
Определение богодухновенности.
Библия сама раскрывает источник своего неповторимого величия: «Всё Писание богодухновенно». Не следует делать вывод, что Бог «вдунул» Своё откровение в авторов книг Ветхого и Нового заветов; это значит, что Слово было произведено на свет творческим дыханием Бога.
«Греческое слово «теопнеустос», употребленное в этом отрывке, явно не несёт в себе значения “вдохновлённый Богом”. Здесь вообще не идёт речи о вдохновении, но имеется в виду “дыхание”. Тут не сказано, что Библия является результатом наполнения Божьим вдохновением писавших её людей. Имеется в виду, что Писание было “выдохнуто” Богом, то есть “богодухновенно”, что это — плод творящего Божьего дыхания. Одним словом, в этом исключительно важном отрывке просто сказано, что Писания сотворены Богом без указания на то, как именно Бог действовал, приводя Свой замысел в исполнение. Однако трудно было бы подобрать какое-то иное слово, которое могло бы так чётко и недвусмысленно утвердить Божественное происхождение Писания. “Божий дух”, Божье дыхание, является в Писании символом Его всемогущей силы, носителем Его творящего слова.
Как Бог вдохнул жизнь в Адама, точно так же Он вдохнул ее и в книги Писания. Во Втором послании Петра (1:21) читаем: «…изрекали его (пророчество) святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Буквально этот стих читается следующим образом: «Ибо пророчество не было рождено волей людей, но люди говорили от Бога, будучи носимыми Святым Духом». Бенджамен Уорфилд пишет: «Употребляемый здесь термин очень специфичен. Его нельзя путать с водительством, направлением, контролем или даже руководством в полном смысле этого слова. Он выходит за пределы всех этих слов и самым конкретным образом приписывает получаемый результат активному инициатору действия. “Носимое” всё время остаётся во власти “носителя” и “носится” лишь его силой не ради какой-то своей цели, а ради цели “носителя”. Таким образом, здесь говорится, что люди, произносившие слова от имени Бога, были “подхвачены” Святым Духом и “принесены” Его силой к той цели, которую Он избрал. Поэтому всё, что было сказано ими под Его воздействием, принадлежало не их, а Его творчеству».