Выберите язык

Язык / Language:

Кому из нас не доводилось слышать такое заявление: показал бы Бог Свои чудеса, как делал это в древности, — я бы стал верующим. Нет ничего ошибочнее этих слов. Не стал бы! Несмотря на то что каждый день перед глазами человека проходят чудеса, его глаза не хотят их видеть.

Реальный мир природы полностью скрыт от человеческого глаза. Никакое эмпирическое исследование не способно проникнуть в глубины мироздания и описать устройство мира. Исследование, основанное на эксперименте, предлагает лишь некоторую модель мира, в рамках которой объясняются те или иные явления, наблюдаемые человеком. И это позволяет ему использовать их для своих нужд.

Принято считать, что мир природы действует по своим особым законам, в результате чего во всех природных процессах прослеживается причинно-следственная связь. Другими словами, на вопрос, почему из причины следует следствие, нет ответа. В лучшем случае приводится более подробное описание данного процесса в рамках причинно-следственной связи.

 

Например, на вопрос, почему из зерна, упавшего на землю, рождается растение, следует такой ответ: почва и вода при наличии необходимых условий обязательно вызывают прорастание зерна и дальнейший рост растения. Таков закон природы, который мы наблюдаем каждый день. Но если спросить, почему почва и вода приводят к прорастанию зерна, то в ответ получим только более детальное объяснение уже сказанного.

Вода, попав в зерно, активизирует в нём биологические процессы, что приводит к делению клеток зародыша в зерне и т. д., пока не появится маленькое растение с корнем в земле. Кроме этого, вода также растворяет необходимые для растения минералы, которые поднимаются в растение по капиллярам и т. д.

А если спросим, почему клетки делятся, почему вода растворяет минералы, почему они вдруг поднимаются по капиллярам? Снова услышим объяснение каждого из рассматриваемых процессов, или же нам скажут, что это закон природы.

Вы уже заметили, что объясняющие занимаются описанием протекающих процессов, всякий раз на более детальном уровне, но не дают ответа на вопрос, почему происходит тот или иной процесс. В конце концов объяснение упирается в то, что это закон природы, справедливость которого доказана экспериментом.

 

Рассмотрим еще, к примеру, всем известный закон природы — силу гравитации. Почему тело падает на землю? В результате воздействия на него силы притяжения Земли. Откуда известно, что такая сила существует? Многочисленные наблюдения падения тела приводят человека к мысли о том, что, по всей видимости, существует определённая сила, вызывающая это явление. Ее назвали силой притяжения.

Проследив за приведёнными рассуждениями, мы приходим к странному выводу. Мы видим, что тело падает на землю. Почему оно падает? Потому что есть сила притяжения. А почему есть сила притяжения? Потому что мы много раз видели, как падает тело.

Разве теперь нам стало более понятно, почему тело падает? Получается, что, установив закон природы – закон гравитации, исследователь не приблизился к пониманию природы этого явления.

Такой вывод противоречит принятому в мире представлению о том, что наука объясняет природные явления. С этой точки зрения существует мир и человек внутри него. Наука помогает человеку в какой-то мере открыть законы окружающего мира.

Поэтому на вопрос, почему произошло то или иное событие, всегда говорят, что оно обусловлено другим явлением. Но если спросить, какая связь между двумя явлениями, и каким образом одно их них вызывает другое, то получим ответ: это закон природы.

С другой стороны, что такое закон природы? Какая сила «беспокоится» о соблюдении закона в мире природы? Откуда она исходит и какова она? Невозможно объяснить или доказать существование закономерностей в мире природы, их можно только показать. Если у человека есть представление о закономерности, то он это увидит, а если нет, то не увидит.

 

Та непонятная и непостижимая сила, которая приводит в действие все законы природы, не что иное, как действие Бога Творца. Причём всякое действие Бога является чудом, поскольку Ему не нужна причина.

На самом деле только Творец является создателем и властелином мира. Поэтому всё, что происходит в мироздании, является чудом. Однако Создатель хотел дать человеку свободу выбора, чтобы наделить его добром. Для того чтобы человек сам заслужил полученное им добро, став его хозяином. Человек был помещен Творцом в мир природы, что дало людям некоторое ощущение самостоятельности и способности распоряжаться своей судьбой.

Создатель, с одной стороны, наделил человека особым качеством — способностью воспринимать закономерность. С другой стороны, Он создал в мире повторяющиеся явления действительности, которые совершаются постоянно, чтобы они выглядели обыденными. Те явления, которые по желанию Творца должны в глазах человека сохранять чудесность, он делает только один раз.

Получается, что любое явление природы — чудо, даже если оно повторяется много раз. Человек, со своей стороны, видя повторение явления, использует дарованное ему Творцом ощущение закономерности, чтобы объединить все явления в единый закон природы несмотря на то, что на самом деле никаких законов природы не существует. Есть только чудо.

Соответственно, нет связи между падением тела в прошлом и падением в настоящем. Единственная связь этими двумя фактами то, что Творец хотел, чтобы мы увидели в этом силу гравитации (или другую силу в зависимости от теории, принятой учеными в настоящий момент).

 

Теперь мы можем понять ещё одну роль, которую играет мир природы для человека. Действительно, продолжительное наблюдение за окружающей действительностью создаёт у наблюдателя ощущение естественности и отсутствия чуда. В результате чего человек воспринимает мир природы как реальность, существующую самостоятельно без вмешательства Творца.

Только некоторые чудеса Он повторяет постоянно, в этом случае они воспринимаются людьми как природные явления; а некоторые совершает только один раз, и они в глазах человека являются чудом.

Творец с одинаковой лёгкостью может сделать так, чтобы море расступилось, или чтобы камень упал на землю, или солнце остановилось на какое-то время. Нет принципиальной разницы между этими явлениями, так как оба имеют одну и ту же природу и исходят из одного источника, – от своего Создателя.

Известны многочисленные свидетельства о событиях, произошедших на протяжении длинной истории еврейского народа и не объяснимых в рамках законов природы. Их принято называть чудесами.

На протяжении еврейской истории Бог не раз творил чудеса как для всего народа (вспомним, например, египетские казни, переход через Красное море, спасение евреев в Пурим), так и для отдельных людей, таких как Даниил во рву со львами, пророк Илия и другие.

Под чудом мы привыкли понимать нарушение естественного порядка вещей. На самом деле не только изменение природных законов, но и сама природа, сами ее законы являются чудом.

То, что происходит вне рамок природных законов, воспринимается нами как чудо. Для совершения чуда бывают разные причины. Иногда Бог показывает этим истинность Своего провидения и могущества.

Бывает, что совершения чуда требуют обстоятельства и внутренняя логика ситуации, которые иногда очевидны для всякого, а иногда скрыты. Возможно также, что чудо делается по другим причинам, для нас непостижимым, когда Бог наделяет способностью людей делать чудеса и знамения. Наиболее яркий пример — пророк Моисей, через которого были совершены чудеса при выходе из Египта и во время странствий по пустыне.

Каждый день с нами эти знамения и благодеяния происходят постоянно. Мы знаем, что эти чудеса происходят, но не видим их. Ибо между чудом и глазами смертного человека стоит плотная стена природы. Роль затмевающего экрана играет естественный мир, который вполне «объясним» в рамках законов природы. В результате, какое бы чудо с нами ни произошло — в наших глазах оно всегда несет на себе отпечаток естественности. Во всем, на что смотрит человека, он видит не чудо, а еще одно природное явление.

Так было и в древние времена. Поколение вышедших из Египта, на чьих глазах расступилось море, ничего необычного в этом явлении не нашло. В расступившемся море еще надо было разглядеть чудо.

С неба падает манна — это чудо? Если бы Всевышний захотел, евреи жили бы вовсе без еды. Ведь Он может все!

Они увидели, а мы?

Чтобы разглядеть чудо, скрытое за покровами природы, и понять его, надо иметь особую мудрость. Надо увидеть во всем этом Творца, надо верить во Всевышнего, в Его чудесную способность спасать человека даже без явных, видимых чудес. Поэтому тот, кто заявляет: если бы я видел чудо, я бы поверил в Бога, — ни к какому чуду, скорее всего, не готов. Чудо надо уметь видеть!