«Просите мира Иерусалиму…» Задумывались ли вы когда-нибудь, что именно это означает? Этот текст из 121-го псалма часто используется как аргумент, чтобы побудить христиан любить народ, который Бог отделил для Себя с давних времён, и благовествовать ему.
Его продолжение: «…да благоденствуют любящие тебя!» на первый взгляд обещает особое Божье благословение тем, кто молится о мире в Иерусалиме.
«Молитесь о мире в Иерусалиме. Пусть обретут покой все любящие Тебя! Да будет мир в Твоих стенах, покой пребудет во всех строениях великих!» (Пс. 121:67; РСП)
Эти альтернативные интерпретации в другом переводе звучат уже не как пророческое обещание, а как продолжение того же призыва молиться за мир в Иерусалиме, объясняющие, что конкретно должна включать в себя такая молитва.
Если же обратиться к оригинальному тексту этого псалма на иврите, и та и другая интерпретации имеет право на существование, поскольку используемая здесь грамматическая конструкция имеет одинаковую форму и в сослагательном наклонении (пожелание), и в будущем времени.
Синодальный перевод наиболее точно передает Божье обещание, данное Аврааму в Бытие 12:3: «И благословлю благословляющих тебя…». Однако другие переводы псалма 121 не в меньшей степени призывают молиться о том, что соответствует воле Божией, изложенной в других местах Писания. Такое прочтение способствует лучшему пониманию того, что значит молиться за мир в Иерусалиме.
Чтобы понять псалом 121, и в частности стих 6, мы должны окунуться в реалии времён царя Давида. Три раза в год на три главных праздника толпы израильтян приходили поклониться в дом Господень. Во времена Давида храма ещё не было, построить его было доверено сыну Давида Соломону, но, вероятно, там всё же было нечто более величественное, чем просто походный шатёр.
Когда множество паломников стекалось в Иерусалим, они, скорее всего, пели псалмы 119–133, известные как «Песнь восхождения». Псалом 121 описывает их радостное ожидание пребывания в доме Божием и в самом Иерусалиме, средоточии духовной жизни Израиля.
В этих стихах сплелись контрастные образы восторженной бурлящей массы израильтян и торжественного сдержанного величия Божьего дома. В современных реалиях если бы Манхэттен был местом поклонения, а не деловой жизни и всевозможных городских увеселений, то общая картина миллионов людей, стекающихся в огромный шумный город, в принципе, соответствует тому образу, который стоял перед глазами псалмопевца: реки паломников, текущих в сердце страны.
Что подразумевает молитва за мир?
В иврите слова, означающие «мир», «безопасность» и «Иерусалим», являются родственными. Шалом (мир) происходит от корня, означающего «полный» или «целостный». В названии «Иерусалим» этот корень тоже присутствует, и, вероятнее всего, оно означает «город мира». Поэтому, когда псалмопевец призывает молиться за шалом для города шалома, возникает игра слов.
Сегодня слово «мир» имеет подтекст, подразумевающий отсутствие войны или любого другого зла; состояние, которое достигается, когда уничтожены все враги.
Хотя такую трактовку и можно расценивать в качестве одного из ветхозаветных значений, но концепция «шалома» намного богаче и позитивнее, и подразумевает материальное и духовное благополучие, гармонию и согласие – как дар Божий. Таким образом, в соответствии с наиболее популярным толкованием, вторая часть стиха 6 предположительно говорит, что те, кто молятся о мире в Иерусалиме, взамен получат сопоставимые благословения, полноту и гармонию в свою жизнь.
По мере того как паломники по каменистым тропам поднимались в Иерусалим, перед ними открывался вид на окружающую местность, на таких же паломников внизу и, возможно, даже на границы вражеского государства на горизонте. Для них слово «мир» означало не только прекращение войны, но и всё то благополучие, что рождалось из гармонии между человеком и Богом, человеком и его соседом, человеком и его внутренним миром, человеком и природой.
В стихе 7 слово «стены» подразумевало валы, рвы и прочие укрепления Иерусалима. «Чертоги» или «дворцы» — это наиболее значимые строения города. Здесь важно отметить, что говорится о мире «в стенах… в чертогах». Опять же имеется в виду не передышка от войны, а внутренняя гармония. И желание псалмопевца вполне понятно, ведь историки давно пришли к выводу, что чаще всего цивилизации терпят крах не из-за внешних факторов, а из-за разложения изнутри.
Причины молиться за мир в Иерусалиме
Псалмопевец приводит две причины желать мира Иерусалиму. Молитва о такого рода мире — всецелой гармонии и полноте — содержала в себе просьбу о благополучии жителей Иерусалима «Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!», и о том, чтобы дом Господень оставался местом истинного поклонения. «Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе».
Обратите внимание, насколько значительная часть прошений в молитве псалмопевца обращена к общине. Он упоминает братьев и ближних; он говорит о «Господе, Боге нашем». И, прося мира «в стенах… в чертогах», он жаждет внутренней гармонии между всеми обитателями города.
Как нужно молиться за мир Иерусалиму сегодня?
В 70 году нашей эры еврейский народ постигла великая общенациональная трагедия. Когда римские легионы обрушились на «город мира», храм, который на протяжении тысячелетий являлся центром еврейского богослужения, был разрушен. Он так и не был восстановлен. Более того, еврейский народ теперь рассеян по всему земному шару, так что сегодня лишь около 45% всего еврейского населения мира проживает в Израиле.
Как и о чём нам тогда следует молиться, если в земле израильской теперь нет ни храма, ни большинства евреев? И всё же этот псалом остаётся применимым даже в нынешних реалиях. Сейчас израильский народ особенно сильно нуждается в ваших молитвах.
Молитесь за народ Израиля и за сам Иерусалим
Бог обещал Аврааму, что те, кто благословляет его, будут благословлены, а те, кто проклинают, будут сами прокляты. Во Второзаконии 30:7 Моисей вновь провозглашает это проклятие, подразумевая благословение в обратной ситуации и говоря при этом о еврейском народе в целом. Сейчас, как никогда, необходимо молиться за мир в Израиле, родине еврейского народа, и за его столицу, Иерусалим.
Молитесь за страны, в которых еврейский народ живёт в рассеянии
Едва ли можно назвать хоть одну страну на земле, где никогда бы не жили бы евреи. Более того, история свидетельствует о том, что, если еврейское население страны было достаточно многочисленно, во времена национальных бедствий или волнений обвинения за проблемы конкретного государства чаще всего падали именно на его еврейских жителей.
По горькой иронии термин «козёл отпущения», означающий того, кто вынужден нести на себе всю тяжесть чужих ошибок и проступков, происходит из Книги Левит, данной миру как раз таки еврейским народом! Поэтому молиться за страны мира, в которых проживают евреи, не просто необходимо, но и правильно само по себе. Это помогает обеспечить безопасность и благословение их еврейским гражданам.
Молитесь за страны, в которых живут христиане
Когда храм в Иерусалиме был разрушен, первые верующие в Христа евреи знали, что в нём больше нет необходимости, как и в жертвах, потому что Мессия стал истинной и последней жертвой за грех.
Хотя в Иерусалиме больше нет храма, как строения, каждый из нас, верующих в Мессию, сам является храмом Духа Святого. Поэтому, как псалмопевец молился о мире Иерусалиму ради храма Божия, так и нам следует молиться о благополучии тех государств, где живут христиане. Благополучие стран, где есть верующие, напрямую связано с тем, насколько открыто последователи Мессии могут исповедовать там свою веру и жить в соответствии с ней — а следовательно, насколько свободно там может проповедоваться Евангелие.
Молитесь за беспрепятственную проповедь Евангелия
Молитесь, чтобы множество людей из всех народов могли прийти к познанию Бога Израиля. И особенно просите о том, чтобы многие евреи, потомки тех, кто построил храм и написал 121й псалом, познали, наконец, своего Мессию. Только тогда они познают истинный мир, как сказал сам Иисус, когда плакал по Иерусалиму: «Если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:42).
В псалме автор призывает к молитве; он говорит это, движимый своими чувствами, и сам действует в соответствии со своим призывом, чтобы приблизить мир, которого жаждет. Мы, любящие Господа, так же должны молиться, говорить и действовать, чтобы Иерусалим и весь остальной мир могли познать Того, Кто несёт истинный мир.