Всё, что у тебя есть, — это от Бога.
Всё, что мы имеем вокруг, — это дары, которые Бог дал нам, чтобы мы видели их и наш ум направлялся к Нему, чтобы смотрели на Его блага и думали о Нем, потому что это Он дал их нам.
Он податель даров, от Него исходит всe хорошее на земле и на небе: твоя супруга, твои дети, дом, здоровье, – всё, что у тебя есть, это от Бога. Ты понимаешь это? Нет, ты об этом забываешь.
Когда Адам впервые увидел Еву, то очень обрадовался и Еве, и Богу. Он еще больше полюбил Бога, потому что сказал: «Господи, как же Ты добр! Ты дал мне Еву!»
Он смотрел на Еву, любил ее, общался с ней, и помнил тот момент, когда Господь представил ее ему. И пока Ева была рядом с ним, Бог тоже был рядом. Адам не утрачивал Бога, не чувствовал себя оторванным от Него. Его связь с Евой и любовь, бывшая у них между собою, была любовью, подогревавшей их любовь к Богу, которая, в свою очередь, подогревала их взаимную любовь.
Мы живем Божьими дарами – но без Бога, не благодарим Его, не прославляем, не помним о Нем. Мы утратили эту красивую связь, эту преемственность любви, и не живем ею, а Он дал нам всё и продолжает давать!
Один парень сказал мне, что любит девушку и послал ей цветы, а она вернула их ему обратно. В другой раз, говорит, я послал ей цветы, а она мне ничего не сказала. Я ждал, что она напишет мне хотя бы «благодарю», хотел показать ей, что не хочу, чтобы мы расставались, и люблю ее. Но она мне не ответила.
Я сказал ему:
– А может, цветы не дошли до нее?
– Нет, я звонил в цветочный магазин, и они сказали, что отправили их, заказ был принят. Она их получила, но не ответила мне. Она не вспомнила обо мне, она меня презрела.
Человек уязвлен. То же самое и Бог. Бог любит нас чрезвычайно сильно, и если что дает нам, то дает, чтобы мы исполнились любовью к Нему. Только мы Его не любим, мы дары Его берем и забываем о Нем.
У нас есть рай на земле, а наша жизнь превращается в ад.
Супруги забывают, что другой – это дар для него; забывают Бога, и в нашей жизни появляется страшное слово «рутина», «досада», «бремя», «снять с себя груз усталости». У нас есть все, а мы себя губим, наша жизнь превращается в ад среди этого рая, в котором мы живем.
Технологический и электронный рай, рай автомобилей, домов, телевидения, – и ты говоришь: наша жизнь – это рай, в ней есть всё. Звонишь по телефону, и тут же говоришь с кем хочешь на любом конце мира; у тебя есть интернет, и ты общаешься с кем угодно.
Жизнь могла бы быть раем, но поскольку в ней отсутствует Тот, Кто создал рай, то как может существовать рай без Бога? Разве возможно, чтобы был рай без Него, чтобы по нему не ходил Тот, Кто является Творцом всего?
Адам и Ева слышали шаги Бога, видели Его, радовались Ему, наслаждались Им, жили вместе с Ним, были соединены с Ним, – это было прекрасно и превращало их жизнь в рай. А когда мы вывели Бога из своей жизни, всё это стало адом.
Ты видишь вещи и хочешь их употребить, становишься существом потребляющим. То есть дай мне это, дай и то, дай третье, дай четвертое, чтобы я все вот тут нагромоздил, чтобы я ел, чтобы я положил деньги в банк, чтобы я покупал машины, дома.
Алчность. Душа не насыщается этими вещами, а этот окаянный человек, то есть мы, говорим своей душе: «Душа, ешь, пей, веселись!» (Лк. 12:19).
Но что же есть моей душе? Душа такого не ест. Она не может насытиться ни стадионами, ни танцами, ни модой, ни косметикой, ни связями, ни развлечениями, ни путешествиями. Она не насыщается этим. Так она просто забывает о себе, и у тебя появляется ложное ощущение, будто она жива.
Это что-то такое, что производит на тебя впечатление, однако как содержание оно – ничто, а как качество оно – ложь, обман, издевательство. В итоге наступает ужасное разочарование, страшная тоска. У тебя есть все, а тебе чего-то не хватает, потому что тебе не хватает Того, Кто украсил бы это всё.
Самые лучшие угощения, все вкуснейшие блюда на свете – и чтобы все это превращалось в ад? Чтобы ты это ел, и оно превращалось в тебе в токсины? Чтобы в тебе превращалось в отраву то, что ты ешь?
Потому что ты это ешь, а оно тебя тоже ест. Оттого что ты ешь без любви, без молитвы, ропща, негодуя, с конфликтами и руганью. Ты его ешь, а оно тебя не укрепляет, ты вроде отдыхаешь, а на самом деле устаешь от такого отдыха.
И самые богатые тоже, у которых есть все, но им не на что надеяться, они ничего не ждут. Ничего, что бы ты им ни дал, не доставляет им радости, потому что они пресытились всем, все им надоело, они пресыщены в душе своей.
Дашь какому-нибудь бедному человеку цветок, розу, ромашку, и он говорит: спасибо! А богатого не трогают такие вещи. Какая-нибудь простодушная бабуля увидит закат солнца, растрогается и скажет: «Господи, какие цвета, какая красота!» А богатый, у которого все есть и который всем наслаждается, живет в расточительстве, сребролюбии, сластолюбии, алчности, в сверхпотреблении нашей эпохи, – не довольствуется ничем.
Так и все мы, опьяненные благопристойными наркотиками, которые не выдают окружающим нашей проблемы, однако ум наш, не знающий Христа, болеет, – все мы тешимся тем, что мы очень хорошие. Вот лицемерие нашей эпохи!
Если ты не почерпнешь от Христовой силы, ты не сможешь сделать ничего. Крест, сила воскресшего Господа, благодать Его – вот что дает нам силу. Почему мы склоняем голову в покаянии и получаем прощение? Потому что вместе с прощением получаем и благодать, силу и выдержку в жизни, и нам удается устоять. А как устоять в противном случае?
«Я поставил себе цель бросить курить, и у меня сильная воля, ты меня не знаешь!» А что значит сильная воля? Где ты ее нашел? Ну так давай, бросай! Бросаешь ты ненадолго и видишь, что не можешь бросить этого насовсем. Или бросаешь, но потом начинается другое: нервы, капризы, упрямство.
Страсть не уходит просто так: ты ее закрываешь, душишь, прижимаешь, а она показывается в другом месте. Не получается, она – это взрывная сила. Только Господь берет грех мира. Он берет, глубоко вычищает все, что мучает твою душу. Вот в чем тайна – надо найти Христа.
Дай всем нам Бог быть опьяненными Христовой любовью, чтобы выстоять перед остальными опьянениями, которые мир предлагает нам, и так поддержать своей рукой, молитвой, слезой всех, кто мучится и страдает среди нас.
Дай Бог, чтобы Господь увидел их боль, агонию, драму и привел к спасительному пристанищу. Чтобы в какой-то момент Он сделал это, хотя бы в последний час, перед тем как им уйти из этой жизни…
Архимандрит Андрей (Конанос)