Не Бог ожесточал фараона и египтян, которые не хотели отпустить народ Израильский из египетского рабства. Они жестоко убивали новорожденных мальчиков, чтобы народ израильский не размножался, не обрел силу и не вышел из египетского рабства, объединившись в случае войны с врагами египтян.
Но от Господа было то, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но истреблены были так, как повелел Господь Моисею.
«И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». (Ис. 4:21)
Всего таких высказываний в книге Исход десять. Восемь из них используют слово chazaq, которое означает, что Господь сделает сердце фараона «прочным» настолько, что оно не подвинется, и что его чувства к Израилю не изменятся.
В двух случаях используется другое еврейское слово, qashah, которое подразумевает, что Господь сделает сердце фараона «твердым» или «бесчувственным». Есть еще слово kabed, означает, что Бог сделал сердце фараона «тяжелым» или нечувствительным к Божьему влиянию.
То, что эти разные слова используются взаимозаменяемо, можно увидеть, исследуя контекст. Также можно найти десять высказываний о том, что фараон сам ожесточает свое сердце. Четыре из них используют слово chazaq, «делать прочным», пять употребляют слово kabed, «делать тяжелым», и одно слово qashah, «делать твердым».
Никакая сверхъестественная сила не была применена для того, чтобы ожесточить сердце царя. Господь дал фараону веские доказательства Своей силы, но царь упорно отказывался это принимать. Каждое проявление безграничного могущества, отвергнутое им, все больше укрепляло его в восстании против Бога.
Семена мятежа, которые он посеял, когда отверг первое чудо, принесли свои плоды. Пока он продолжал держаться своего пути, упорствуя все больше, его сердце ожесточалось все сильнее, пока его не позвали увидеть мертвые лица первородных его народа.
Бог обращается к людям через Своих слуг, посылая им предостережения, порицая грех. Господь дает каждому возможность исправить свои ошибки, прежде чем они укоренятся и сделаются чертами характера. Но если кто-либо отказывается исправиться, то Бог не препятствует развитию его плохих наклонностей. Для такого человека легче скатываться вниз, чем подниматься вверх. Он закрывает свое сердце перед Святым Духом.
Дальнейшее отвержение приводит к тому, что даже более сильное влияние не может произвести существенных перемен. Тот, кто однажды поддался искушению, сделает это гораздо легче второй раз.
Каждое повторение греха ослабляет способность человека сопротивляться ему, ослепляет глаза и заглушает голос совести. Каждое семя снисходительного отношения ко греху приносит свои плоды. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7)
Тот, кто проявляет дерзкое неверие и безразличие к Божьей истине, обязательно пожнет то, что сеял. Вот почему случается, что многие внимают со стоическим отвержением истинам, которые однажды волновали их до глубины души. Они сеяли пренебрежение истиной и сопротивление ей, и потому и пожинают такой урожай.
Ожесточение сердца фараона ни коем образом не было действием Бога, но свободным выбором со стороны фараона. В подтверждение есть текст из 1Цар. 6:6, где даже язычники признают, что фараон сам ожесточился. Это слова филистимлян: «…для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли».
Приходилось ли вам когда-либо испытывать в своей жизни чувство противления? Когда вам уже показали истину или указали на вашу ошибку, а у вас возникает желание не признавать свою неправоту и любой ценой утверждать себя и топтать другого. В такие моменты особенно чувствуется в душе борьба двух сил – Бога и сатаны.
Одна сторона убеждает, что не прав, признайся и поступи правильно. А другая сторона нажимает на гордость и показывает, каким ты станешь в глазах других, когда признаешь свою неправоту. Само наличие этой борьбы показывает, что Бог не может разделиться и предлагать человеку два противоречивых варианта. Решение, выбор, результат этой борьбы зависит полностью от самого человека.
Но стоит однажды ему сдаться и пойти вослед сатаны, в следующий раз это будет сделать легче. И наступит момент, когда уже борьбы не будет, потому что голос совести, голос Бога умолкнет.
Вот тот самый момент, когда Бог уже не подсказывает человеку верный путь, а оставляет человека наедине с наветами сатаны, и является тем самым действием Божьим по направлению к ожесточению сердца. Это не прямое действие, а косвенное. Бог не Своей рукой ожесточает, а, отнимая Свою руку, оставляет человека в ожесточении.
Василий Юнак