К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
Гал.5:13
Мир, в котором мы живем, есть состязание и поприще для состязаний за свободу человека. В зависимости от исторических событий и мировоззрения общества, в понятие свободы вкладывался разный смысл.
На протяжении истории человечества за свободу люди полагали свою жизнь, тратили большие средства, чтобы освободится от ига рабства. И сейчас на страницах прессы, на устах людей можно часто слышать такие изречения: личная свобода, свобода воли, свобода выбора, обрести свободу и многое другое.
Однако тот, кто не понимает, что такое свобода, будет проявлять своеволие, а за своеволием последует жесточайший деспотизм.
Вопрос внешней свободы играл большую роль в жизни народа Израильского. Порабощение в Египте, пленение в Вавилоне оставили в памяти евреев неизгладимый след. Вспоминая прошлые дни в изгнании, евреи говорили: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1). А как сильно было их стремление к свободе от римского владычества во время жизни Христа! «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда», сказали фарисеи Иисусу.
Современное общество постоянно преследуют два враждующих между собой чувства. Люди понимают, что есть необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желают оставаться свободными.
Помните событие, когда израильтяне потребовали у Самуила себе царя, как у прочих народов? Евреи хотели сочетать у себя власть царя с властью народа. Но так в жизни не бывает, говорит Господь, и предсказывает, как будет поступать с ними царь.
Отвергнув Божье руководство, они попали в зависимость от человека. Евреи думали, что, находясь под опекой царя, они найдут покровителя их свободы. Это все тот же почерк сатаны. Стоит прислушаться к его мнению, как он постепенно сокрушает волю людей, сгибает ее в нужном ему направлении и препятствует всякой инициативе, которая не по его замыслу.
Что такое истинная свобода? Первые страницы книги Бытие открывают завесу на этот многозначительный вопрос. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17).
Человеку была оказана великая честь – находиться в присутствии Бога и иметь Его попечение. И не сказано, что Бог приказал, заставил человека, но заповедал, дал охраняющее его правило.
Господне слово выглядело примерно так: «Адам, Я не требую от тебя чего-то трудного и непосильного: можешь пользоваться плодами всех деревьев, но завещаю тебе не есть от дерева познания добра и зла; соблюдай данную Мною заповедь».
Кто-нибудь услышал в этих словах что-либо связанное с насилием, угнетением или господством? Господь являет в заповеди скорее любовь, нежели власть. В слове «заповедал» Бог открыл Свою волю человеку.
Воздержание Адама от нарушения определения от Бога должно было проявиться в любви, благодарности и подчинении. Творец все покорил под ноги человека и дал возможность, чтобы люди наслаждались жизнью в свободе. Но далее произошла трагедия.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? .... И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:15).
Змей выделялся особой хитростью, был изобретательный во лжи, это злобный и завистливый дух, скрывающий истинные намерения. Завязав разговор с Евой, он пытался склонить ее разум в сторону логики, отводя от повеления Бога. Диавол посягнул на свободу человека и лживыми речами подстрекал прародителей к греху: «Будете, как боги».
В хитром искусстве обольщения четко просматривается мысль: вкусив от дерева познания добра и зла, человек уже не будет нуждаться в Боге, а обретет новое понимание свободы. Диавол намекнул на то, что Бог не дает людям использовать весь их огромный потенциал возможностей: «Вы будете свободны, как боги».
Не от этого ли стонет человечество, стремясь к ложной свободе? Наверное, многие слышали такие фразы: «Я сам себе господин». «Бери от мира все, что хочешь, пользуйся сиюминутным наслаждением», «Ешь пей, веселись, сколько той жизни». Вот она, свобода, – жизнь без правил в доме отца, говорят блудные сыновья своим заботливым родителям. Это образ мыслей, навязанный князем этого мира. Это ложь отца лжи, дабы поработить душу и тело.
Как легко теряется свобода от неповиновения Божьим повелениям!
Творец с самого начала предоставил человеку право выбора. Небрежность и непослушание ведут к потере свободы! Настоящие деревья своеволия и вседозволенности растут повсюду, цветут, а затем приносят горькие плоды.
Есть истинная свобода, подаренная человеку Богом, существует и хитрое искусство обольщения, облаченное в мантию свободы. Сильные мира сего предлагают свободу, будучи рабами вседозволенности. Свобода стала, как мираж. За ней гоняются, как за ветром в чистом поле. Духовные ценности вне Бога – это почерк сегодняшнего времени. Свобода теряется там, где появляется недоверие Богу.
Диавол посягнул на свободу прародителей, ныне же духовным нападкам подвергаемся все мы. Апостол Петр учит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Птр. 5:8).
Блаженный Августин говорит: «Велика свобода быть способным не грешить, но величайшая свобода – не быть способным грешить». Вот что такое духовная свобода. Грех, обольщение прелестями этого мира, богатство – это уловки сатаны. «Есть моль для одежды, а есть и для сердца человеческого», чтобы лишить его свободы во Христе.
Апостол Павел дает мудрый совет христианам последнего времени: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских» (Еф.6:10, 11).
«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13).
Библия открывает нам прежний образ жизни вне Бога. О делах наших стыдно вспоминать, мы жили по обычаям этого мира, по воле князя, господствующего в воздухе, исполняли желания плоти и помыслов. Апостол Павел делает воззвание галатам: «Стойте в свободе и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1). Бог Отец «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом», освободил от власти греха, ада и смерти (Еф.2:25). Во Христе явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
Свобода христианина — только во Христе Иисусе. Такой подход не дает право преступать волю Небесного Отца и творить произвол в сердце. Христианин никогда не должен превращать свою свободу в основу для действий к угождению плоти.
Апостол Павел говорит, не злоупотребляйте этой свободой, не обратите свободу во вседозволенность для плоти и не идите на поводу вашей греховной природы, а, наоборот, служите друг другу с любовью.
Апостол Павел в своих посланиях каждый раз расширяет понятие свободы. Для него суть не в том, от чего мы освобождаемся, а для чего освобождаемся. Если наши возможности лишь для того, чтобы «удовлетворить свои потребности», то это продолжение служения рабству греха.
Какой же выход из замкнутого круга? Выход из рабства — это отказ от эгоизма, желание угодить ближнему. Тем самым свобода — это расширение возможности любить так, как нас любит Бог. Таким образом, свобода – это основополагающая ценность, как и любовь.
Свободой Библия называет обретение способности думать, желать, поступать в согласии с волей Божией. Она обретается у Голгофского креста в глубоком сокрушении и смирении. «Тогда сказал Иисус, если пребудете в слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:3132). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17).
С одной стороны, нужно твердо стоять в свободе, не скатываясь в рабство греха, а с другой, не опускаться во вседозволенность. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора.
Манифест свободы от Самого Иисуса Христа гласит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мтф.11:28).
Александр Стовбырь