Выберите язык

Язык / Language:

Мир, созданный Богом, полон гармонии; Бог создал все очень красивым во всей системе мироздания. «Все соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл.3:11). И после того как Бог сотворил человека, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Прекрасно, красиво!

Мы все переживаем чувство красоты, то, что называется эстетическим опытом. Каждый из нас соприкасается с красотой творения. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

Вся природа свидетельствует о величии и красоте Божьего творения. Красота гор и облаков, красота звездного неба, рассвета и заката. Красота леса, рек и океанов, красота животных, рыб и птиц, – все это не может нас не восхищать. Какие пропорции, какой дизайн, какая мудрость в этой красоте Творца!

Красота творения удивительна, она отображает творческое могущество Самого Бога, являет подлинную красоту всего творения.

Есть и рукотворная красота. Люди созданы по образу Божию и тоже способны творить красоту. Красота архитектуры, красота поэзии, литературы и искусства, красивые картины, красивая музыка и песни…

 

Есть внешняя красота венца творения – человека; это его тело, лицо, прическа, его одежда. Важна ли красота внешняя, красота тела? Насколько это важно? Я знал человека, который хотел покончить жизнь самоубийством из-за того, что считал себя некрасивым и думал, что он никогда никому не понравится, и его никто никогда не полюбит.

Бог привел нас в мир такими, какие мы есть, с индивидуальными данными внешней красоты для определенных целей. Бог с намерением дал мне такую внешность, и ваша внешность тоже дана вам Богом – вы ее сами себе не выбирали, и никто не может выбрать, каким ему родиться. И нам важно принять эту внешнюю красоту как Богом данную, согласится с Божьей волей.

«И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог» (Иез.16:14). Вот как слава и красота народа Израиля распространилась благодаря Божьей милости и благословениями! Здесь говорится, что всякая красота человека – это дар от Бога, и она существует для Его славы.

 

Люди максимально облагораживают внешнего человека, стараются показать свой вид с наилучшей стороны. Салоны красоты, косметическая и пластическая хирургия исправляют недостатки и подчеркивают красоту лица и тела. Это громадная индустрия с миллиардным оборотом средств. Люди часто хотят скорректировать свою природную красоту, улучшить ее. Желание быть красивее, чем мы есть, мы получили в наследство от Адама и Евы.

Писание открывает нам, что придет время, и мы получим искупленное тело, безусловно, красивое, так как оно не будет носить отпечаток страдания и рабства тлению. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22–23).

 

Однако главная сторона красоты человека – это внутренняя красота, внутренний мир человека, его содержание, красота его поступков и помыслов.

В Библии красота человека рассматривается не как внешняя привлекательность, но больше как внутренние его качества, которые наиболее ценны пред Богом. Библия учит, что истинная красота приходит изнутри и связана с добродетелью, мудростью, смирением и любовью к другим. И говориться о постоянстве и нетленности такой красоты, и о том, что внутренняя красота важнее внешней, она связана с внутренним миром и качествами сердца.

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пт.3:3,4).

Один человек так сказал: «Если в коробочку положить жемчужину, она будет для нее шкатулкой. Если в коробочку положить огрызок – она станет мусоркой. Мы есть то, что сами вкладываем в свою душу».

Как внутренняя красота может быть видна? Истинная красота проявляется через любовь и добрые поступки. В Послании к Галатам упоминается «плод духа», такой как любовь, радость, мир, терпение, доброта, верность, кротость и самоконтроль (5:22–23). Согласно Библии эти качества являются подлинным отражением красоты человека и следования его Божьему духу.

В Деяниях так была отмечена «одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь». Где хранились ее добрые дела, которыми она была исполнена? В ее сердце. Они там зарождаются и выходят, когда нужно. Они там в готовности. Настоящее благословение подлинной красоты – это соответствие с тем, как ты поступаешь с твоими подлинными намерениями.

 

Как еще внутренняя красота может быть видима? Красота выходит наружу через слова. Вы, вероятно, слышали слова древнегреческого мудреца и мыслителя Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Эти слова содержат глубокий смысл. Действительно, чтобы узнать человека, мало видеть только его внешность, манеры и так далее. Важно разглядеть, что у него внутри в душе, в разуме. А это возможно только в том случае, когда человек начинает говорить.

Вылетающие грязные слова говорят о том, что в душе человека помойка. И наоборот, добрые слова мира, любви и мудрости открывают состояние сердца человека и его намерения. Наши слова – это не просто слова, за ними стоит наша подлинная сущность.

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мтф.12:36,37).

Дела людей бывают несовершенны, поэтому Писание также говорит и о том, что мы не должны судить людей только по их делам. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

Настоящее благословение подлинной красоты – это равняться не на мирские каноны красоты, а на небесные. Мир старается подмять под себя христианские понятия и ценности о семье, о приличии в одежде и внешнем виде, о поведении, о работе, о том, как и к чему нужно стремиться прежде всего.

Как быть или стать красивым? Давайте зайдем в «салон красоты», посмотрим на эталон красоты, красоту нашего Господа. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…» (Пс.26:4) Как красив Господь!

Пророческий псалом о Христе говорит о том, что Иисус красивее всех людей. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею» (Пс.44:3,4).

 

Поэт Константин Бальмонт написал пронзительные по своей силе стихи о красоте:

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире красота –

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

 

Человек есть образ Божий, и нам нужно быть похожими на Христа. Быть такими же красивыми, как Он, и поступать красиво, как Он. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6).

Люди, как во времена Христа, так и сейчас, ищут признания своих заслуг и того, чтобы кто-то им послужил. Они ходили за Христом, потому что ели хлеб и насытились, ходили с желанием что-то получить. Иисус пришел послужить, то есть отдать. И нас Он учит этому.

«Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мрк.10: 42–45). Пойти туда, где есть нужда, где можно послужить.

Нам нужно смотреть на красоту Христа, на Его чистоту. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1Ин.3:3). А еще: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).

Настоящие благословение подлинной красоты – это смотреть на эталонную красоту, красоту Господа, и подражать Ему. Служить Богу, отдавать для Бога не на словах, а на деле. Служение из любви имеет особую красоту в глазах Бога. И нужно почаще смотреть в духовное зеркало, в Священное Писание, сравнивать себя со словом Бога, а не с моделями шоу бизнеса.

 

В Священном Писании мы видим действительно таких красивых людей, красивых и душой, и телом. Про Иосифа сказано, что он «был красив станом и красив лицом» (Быт.39:6), но более всего он был красив душой. Лучшие качества его духовной красоты – это прощение и целомудрие.

Давид внешностью «был белокур и красив лицом» (1Цар.17:42). A проявление его духовной красоты было в том, что он мог каяться. (Пс. 50). Моисей был «очень красив» (Исх.2:2), красив своей кротостью; он был кротчайшим человеком на земле.

Сарра была «женщина весьма красивая» (Быт.12:11–14). Она была настолько хороша, что Авраам даже боялся, что его могут убить из-за нее. Но красива она своим послушанием – пошла за тем, кто не знал, куда даже идет.

Есфирь «была красива станом и пригожа лицом» (Есф.2:7). А какие качества духовной красоты Есфири? Смелая, под угрозой смерти вступилась за свой народ. И Авигея, это та самая женщина, которая прославилась тем, что «была весьма умная и красивая лицом» (1Цар.25:3), но красива она была прежде всего не только своей внешностью, а именно своей мудростью, своими разумными действиями.

 

Как быть или стать красивыми? Наполняться красивым содержанием и избегать некрасивого. Не читать, не смотреть некрасивые вещи, видео, не слушать нехорошую музыку, не следовать злому… Потребление псевдокрасивого, некрасивого, ведет к беде.

Альберт Швейцер в книге «Письма из Ламбарене» пишет, что в его больницу, находящуюся в экваториальной Африке, начали во множестве поступать больные с тяжелым отравлением и были даже случаи внезапной смерти. Стали искать причину и выяснили, что все пострадавшие ели дикий мед.

Выяснилось, что причина в мёде, вырабатываемым пчелами особого мелкого рода, которые живут в дуплах деревьев, где по большей части гнездится также особый вид муравьев. Мёд этот вреден, потому что содержит в себе муравьиную кислоту, а она вызывает тяжелые поражения почек. Спасти удалось не всех.

Сладкое вроде приятно, но ядовито, – такая вот сладкая смерть.

Нам нужно читать, слушать, смотреть, наполнять себя бесспорно духовно красивым и полезным. Нужно правильно украшать себя, и «не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами» (1Тим.2:8—10).

Нужно хранить красоту души и тела от греха. В мире много некрасивого, грешного, грязного; нужно убегать от греха. Настоящие благословение подлинной красоты – это не пятнать себя грехами. Мы церковь, невеста Христова. Нам нужно хранить красоту Церкви.

Псалом 44 носит мессианский характер и указывает на грядущего Мессию – Иисуса Христа. Псалом также говорит о браке царя и описывает славу невесты, которая представляет собой Церковь – собрание верующих. «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Вся слава дщери Царя внутри…» (12,14). Возжелает Царь красоты твоей – той, которая внутри. Настоящее благословение подлинной красоты – это иметь такую красоту, чтобы нравиться Христу.

Учение Иисуса Христа очень красивое. Прекрасно, если наша жизнь украшает учение Иисуса Христа. Правильная вера та, которая делает людей духовно и внешне привлекательными и красивыми, похожими на Христа. Украсить учение Иисуса Христа можно исполняя Его повеления и заповеди.

Красота Небесного Царства должна принять нас красивыми. Ничто некрасивое, нечистое туда не войдет. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Те, кто любит Бога, увидят красоту неба. Не все, а только те, кто стремились быть подлинно красивыми.

Александр Сенцов