Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
1 Ин.1:8,9
Мало какой обман можно назвать более разрушительным, чем лжепокаяние. Когда человек притворяется, что исповедует и отвергает свой грех, а в глубине души просто желает утихомирить чей-нибудь гнев и или избежать наказания, после разоблачения производит в окружающих особый вид замешательства и боли.
«Они что, серьезно раскаиваются?» – часто задается такой вопрос. Однако истинное раскаяние, как правило, больше напоминает горы на горизонте, чем ямку на дороге, то есть является чем-то хорошо различимым, а не предметом скрупулёзного поиска. Чем сильнее чувство, что признаки раскаяния нужно выискивать, тем меньше вероятности, что раскаяние было настоящим.
Почему мы раскаиваемся?
«Мой косяк». Эти слова вытащили меня из огромного количества неприятностей, когда я был молодым. Я не знаю другого сочетания двух слов столь же эффективных для выхода из неприятностей. Многие мужчины привыкли считать, что раскаяние почти всегда полностью состоит лишь из признания вины. Как только вина признана, пускай лаконично, даже если всего двумя словами – мужчина считает, что после этого можно обо всем забыть и двигаться дальше.
Однако, если на покаяние отведено лишь мгновение, то столько же есть времени и у взаимоотношений, которые следует восстановить через это покаяние. Раскаяние в грехе – это первый шаг к восстановлению доверия с тем, кого этот грех затронул и кому причинил вред. Если во время раскаяния мы раздражены или спешим, есть вероятность, что рана, причиненная нашим грехом, останется открытой, рискуя получить «заражение» горечью.
Более того, причина уделять приоритетное внимание покаянию дана нашим Господом и Спасителем (1 Ин 1:9). Евангелие проявляется в полной мере, когда мы раскаиваемся. Его свет сияет нам, когда мы ощущаем постоянную нужду в милости Спасителя, он пронизывает болезненную тьму в сердцах других людей, показывая путь к восстановлению, основанному на благой вести святого Бога. Как однажды сказал Тертуллиан: «Смысл моего рождения – в покаянии».
Знаменитый пастор, живший в 17 веке, Томас Ватсон, написал трактат о покаянии, в котором рассказал о шести «ингредиентах» истинного покаяния.
1. Увидеть грех
Под этим Ватсон подразумевает нашу способность увидеть собственную греховность. Вы часто слышите фразу «Я, конечно, не гений, но…», которую почти всегда используют, чтобы сказать «… именно в этом вопросе я – дока!». Истинное покаяние начинается с понимания, что мы грешники во многом, что мы делаем (Рим. 3:10). Это значит, что нас не должно удивлять, что мы оказались в ситуации, когда нам необходимо каяться, и что это раскаяние не будет последним.
2. Скорбеть о грехе
Этот ингредиент – элемент скорби, вызванный нашим грехом, потому что мы видим его влияние на нас, на окружающих и на Бога. Как восклицает Давид: «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного…» (Пс. 50:19). Это самый, пожалуй, видимый элемент покаяния, поэтому именно его чаще всего «подделывают». Как наблюдательно замечает Ватсон: «некоторые скорбят не потому, что грех грешен, а потому что он болезнен».
3. Исповедать грех
И снова Ватсон пишет: «Скорбь содержит в себе такой напор чувств, что её не удержать внутри. Она вырывается наружу со слезами и словами исповеди». Исповедь должна быть о себе и о собственном грехе. В ней не должно быть поиска мягких слов, оправданий, объяснений и обвинений. Истинное покаяние берет на себя ответственность за причиненную боль и в целом, и в частности.
Хотя и предпочтительно, чтобы исповедь была добровольной, довольно часто исповедь звучит в результате пришедшего по милости Божьей разоблачения в греховных делах. Однако, если исповедь всегда стабильно является лишь результатом разоблачений, это никакое не раскаяние.
Я могу припомнить бесчисленное количество флиртов, слухов, зависимостей и азартных увлечений, которые рутинно исповедовались ровно настолько, насколько были разоблачены – и не больше. Наша исповедь, хоть и без необходимости вдаваться в мельчайшие подробности, не должна оставлять скрытым никакой грех.
4. Устыдиться греха
«Смущенное покраснение – это цвет добродетели,» – говорит Ватсон. Любой грех – признак нашей вины, которая снимается лишь кровью, добровольно пролитой Христом, который облекся в плоть и прожил безгрешную жизнь, хотя и был искушаем самим дьяволом. Христос добровольно взял на Себя наши грехи, испытал на себе гнев Божий, взойдя на Голгофу. Если это не устыжает нас, когда мы грешим, то ничего нас уже не устыдит. Да будет в наших общинах больше смущенного покраснения, когда дело касается греха (Ездра 9:6).
5. Возненавидеть грех
«Невозможно полюбить Христа, пока не возненавидишь грех». Истинное раскаяние отражает частичку Божьего гнева. Божий гнев огнем проливается на грех, и не возложившие Свое упование на спасение во Христе испытают этот гнев на себе после смерти. Этот гнев не ограничен временем, он вечен.
Когда мы гневаемся на собственный грех, мы показываем частичку Божьей святости и чистоты тем, кто окружает нас. Ненависть ко греху, когда она искренняя, всегда видна. Ей немного надо, чтобы воспламениться и проявиться. Когда чей-нибудь гнев в основном направлен лишь на грехи окружающих людей, а не на свои собственные, это явный знак, что раскаяние в данном случае – всего лишь позерство.
6. Отвернуться от греха
Грош цена покаянию, если оно не приводит к реформации. Этот ингредиент раскаяния требует больше всего времени и может стать самым болезненным и утомительным для всех вовлеченных сторон. Ты снова в гневе сорвался на крик? Снова смотрел на непристойности, когда никого поблизости не было? Снова «промывал чьинибудь косточки», чтобы найти уважение в глазах слушателя?
Писание предписывает нам не только покаяться, но и решительно отвернуться от грехов, нами совершенных (Иез. 14:6). Если мы покаялись, не имея твердого намерения воздержаться от возвращения к этому греху в будущем, это значит, что, по крайней мере, один из вышеперечисленных ингредиентов раскаяния отсутствует. Тем не менее, если мы стараемся не грешить, полагаясь лишь на свои силы, мы обязательно упадем снова. У нас пропадут и мотивация, и силы на борьбу с грехом. Но если мы будем полагаться не на свои усилия, но на Бога, мы будем все более и более обновляться в Его благодати, обладая катализатором, способным победить грех.
Раскаяние – ключевая часть христианской жизни. Оно всегда неприятно, а если не так – вы, пожалуй, что-то делаете неправильно, но оно крайне необходимо. Оно напоминает, что нам нужна благодать, которую мы через наш духовный рост показываем окружающему нас миру.
Джош Скваерз