Истина в том, что многие люди молятся Богу, когда доведены до состояния отчаяния, страха и безнадежности, не видя выхода из создавшегося положения, когда остается единственная надежда на Бога, Которого они просят о помощи.
Когда израильтяне, после завоевания и разорения Иерусалима Навуходоносором, были переселены в Вавилон, Бог велел им все делать для улучшения благосостояния этой страны и молиться за нее Господу. “Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир” (Иер. 29:7).
Как могут молиться порабощенные за врагов, которые захватили их страну, разрушили дома, уничтожили множество людей, бросая детей на скалы, разбивая их головы ради развлечения?
Но Бог велел израильтянам молиться, и они должны были выполнять Его волю: молиться за своих поработителей, которые сделали их рабами; за врагов, которые поклонялись идолам и одобряли участие своего народа в сексуальных оргиях!
Парадокс в том, что в то время евреи оказались в таком же положении, в каком находимся сегодня мы, когда наше христианское меньшинство проживает среди большинства приверженцев языческой культуры.
Самым ярким примером истинного молитвенника среди евреев, живших в Вавилоне, является Даниил, который 17-летним юношей был приведен в эту страну. Он смог сохранить верность Богу, живя в стране язычников, только благодаря постоянным и ежедневным молитвам. Он обладал большими способностями и ясным умом и, получив хорошее образование, стал советником нечестивого и жестокого царя Навуходоносора, чья армия захватила и разрушила Иерусалим и поработила еврейский народ.
Даниилу было 80 лет, когда в стране воцарился новый царь – Дарий, который также сделал Даниила своим ближайшим советником и полностью доверял ему. Царь Дарий планировал дать Даниилу более высокий пост при дворе. Это вызвало зависть и недовольство знатных вельмож, которые претендовали на эту должность. Объединившись, они составили заговор против Даниила.
Заговорщики знали, что у царя Дария был ров со львами, которых он держал голодными. Всех своих непослушных подданных царь повелевал бросать в ров на съедение зверям. Заговорщики были также осведомлены о том, что Даниил ведет постоянную молитвенную жизнь и каждое утро открывает окно, и молится в сторону, где был Иерусалим. Они просили царя подписать указ о том, “чтобы кто в течение тридцати дней будет просить какоголибо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров” (Дан. 6:7). Дарий подписал указ.
Даниил знал об этом указе, но он боялся Бога больше, чем львов. Писание говорит: “Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того” (Дан.6:10).
Мы знаем, что Бог послал ангела, чтобы он закрыл львам пасть. Но ведь Даниил не знал об этом и был готов к тому, что его бросят в ров. Он мужественно решил принести славу Богу своей жизнью или смертью. Его решение было непоколебимо, и он молился, чтобы Бог укрепил его.
Язычество презирает религиозную толерантность, но Даниил признавал право каждого человека исповедовать свою религию и служить своему богу, которого он выбрал. Он не принуждал язычников верить в Иегову и сам не молился в публичных местах, где ему могли бы помешать. Он молился три раза в день ежедневно в своем доме, опустившись на колени в тишине и спокойствии, полностью посвящая себя молитве и общению с Богом. Это не нравилось и раздражало тех, кто не признавал и ненавидел Бога Авраама, Исаака и Иакова.
Хотелось бы услышать молитву Даниила перед тем, как ему пойти на страшную, жестокую, бесчеловечную смерть во рву с голодными хищниками. Несомненно, это была молитва глубоко отчаявшегося, но сильного и посвященного человека, который готовился принять смерть во славу Божью. Я не думаю, что Даниил просил Бога о своем спасении и избавлении от ужасных мук; вероятней всего он молился о том, чтобы Бог дал ему силы и мужество не отказаться от Божьих истин и принципов. Он верил, что его жизнь была не в руках царя и не во власти львов, но во власти и под защитой справедливого и любящего Бога.
Для нас эта история является прекрасным и поучительным уроком: нам не следует бояться сегодняшней культуры, которая стремится запретить наше послушание Богу и служение Ему всей душой и сердцем. Давайте не будем смиряться и отступать под ее нажимом, когда издаются законы, которые принуждают нас идти на компромисс с нашей совестью. Мы также не должны отказаться от свидетельства людям о благой вести, но продолжать наш труд во всех странах мира.
Сегодня противники христиан, возможно, не смогут бросить нас в “ров со львами”, но они могут подвергнуть нас остракизму (общественному бойкоту), уволить с работы, разорить бизнес или опозорить.
Итак, Даниил горячо и упорно молился. Его молитвы касались двух тем – праведности и справедливости могущественного и святого Бога и греха, совершенного израильским народом. Даниил просил Господа о милосердии к грешному Израилю, которого он не заслужил. “Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих и не слушали рабов твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя” (Дан. 9:5-7).
Интересно, что Даниил не молился о вавилонянах, хотя, возможно, он молился о них в других случаях. Его главной заботой было моление о людях, которые носили Божье имя. Новый Завет говорит о таких же проблемах, существовавших среди ранних христиан. Апостол Павел молился исключительно за верующих, чтобы они ходили в послушании и вере перед Господом.
Страна и ее культура не могут измениться, пока не изменится ее народ. Мир не может стать добродетельным и справедливым, пока верующие не станут добродетельными, праведными и справедливыми.
Даниил понял, что искренняя и глубокая молитва может привлечь оппозицию духовного мира. В течение трех недель он скорбел, постился и молился без видимых результатов. Затем в страшном и ужасном видении он услышал голос ангела, который уверил его, что его молитва была услышана, но ответ задержался, потому что “князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских” (Дан. 10:13).
Из этого отрывка можно понять, что злой дух, возможно, сам сатана, пытался направить политику царства Персидского и пытался противостоять откровению, которое должен был получить Даниил в ответ на его молитвы. Но Даниил был настойчив в своих молитвах и получил на них ответ.
Когда мы читаем молитву Даниила, то понимаем, что нужно молиться не только о себе и своей семье, но и о своей стране. Сегодня настало время, когда необходимо взывать к Богу от имени Его Церкви, нашего народа и свидетелей Иисуса, работающих во многих странах мира.
Корри тен Бум (Corrie ten Boom) сказала: “Молитва – это удивительное состояние души, когда молясь, ты оставляешь реальный мир, в котором нельзя получить желаемого, и входишь в Божественный мир, в котором все невозможное становится возможным”.
Готовясь писать эту статью, я решил читать молитву Даниила каждый день в течение недели. Мое сердце проходило нелегкое испытание: тяжесть проблем нашей страны, лежащая на сердце тяжелым грузом, возрастала и терзала душу. Наконец, я понял слова, сказанные Даниилом в его молитве: “…ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие” (Дан. 9:18).
Если бы время, которое мы тратим на жалобы и недовольство нашими врагами, мы использовали для молитв о них, то были бы очень удивлены замечательными делами, которые в нашей стране совершал бы Бог.
Бог ответил на молитву Даниила, вывел израильтян из Вавилона и вернул их в страну, которую они получили от Него во владение много лет назад. Господь работает по Своей воле и в соответствии со Своим планом без наших молитв, но наши ходатайства, просьбы и молитвы побуждают Его к действию.
Молитва – это не только произнесение правильных слов. Молитва должна исходить из праведного сердца. Прежде чем начать серьезно и ежедневно молиться, нужно покаяться в том, что долгое время не вели молитвенную жизнь.
Сегодня нам необходимо сфокусироваться на самом важном и необходимом. Нужно ясно и твердо понять и ощутить всем сердцем, что наше выживание в этой стране стоит под угрозой. Настало время для всеобщего покаяния!
Эрвин Лутцер
С англ. Людмила Успленьева