Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Деян. 5:4
Я уверен, что в первоапостольской церкви проблемы, о которой я напишу, не было, но в наших церквах этого более, чем достаточно. В данном случае я не пишу толкование на текст, а отталкиваясь от текста, хочу поразмыслить над одной проблемой.
Анализируя ситуацию с Ананией и Сапфирой, можно сделать вывод, что Бог не заставляет человека действовать против его воли. Если Анания не хотел отдавать всё, то Бог этого и не требует. Грех Анании заключался в обмане. Несмотря на то, что другие отдавали все деньги, Анания мог либо открыто отдать определенную часть, либо вообще не продавать своё имение. Он поступил бы честно и остался бы жив, но как бы он выглядел в глазах окружающих?
Представьте ситуацию, что в церкви все продали свои дома и не имеют собственности, а одна семья спокойно живет в своем доме. Представьте себе эту ситуацию в вашей церкви. Как бы отнеслись те верующие, которые всё продали, к той семье, которая этого не сделала? Наверняка нашлись бы люди, которые их осудили. Кто-то пошел бы к пресвитеру и сказал: «Почему все должны так поступать, а этим можно иначе!? Либерализм!».
Вот эта боязнь общественного мнения и толкает человека на лицемерные поступки (еще раз повторюсь, не в случае с Ананией и Сапфирой — там другие мотивы). Человек еще не готов поступить определенным образом, но зная, что его осудят, делает именно так, как от него ожидают.
В том, что не касается прямого греха, человек должен поступать в меру своей веры. Об этом пишет апостол Павел: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил. 3:15).
К сожалению, церковное общество часто этого не понимает и требует от другого, чтобы тот внешне соответствовал определенным нормам. Многие совершенно искренне уверены, что именно такое поведение нормально.
Мы никогда не должны забывать о том, что существует такое понятие, как духовный рост. Мы не можем заставить, например, морковь расти быстрее. Она растет столько, сколько ей нужно. Если помогать ей, то это будет в лучшем случае бесполезно, а в худшем — мы просто её загубим. Поэтому, если в вашей церкви есть кто-то, кто по вашему мнению не поступает достаточно жертвенно, то не трогайте его — пусть растет. Лучше за него помолитесь.
Есть еще один аспект. Допустим, кто-то поступил очень жертвенно или поступает очень жертвенно постоянно. Но в его окружении есть тот, кто так не делает. Если этот первый кто-то поступает жертвенно, потому что считает, что это хорошо, то он пожалеет того, кто так не поступает, потому что тот второй лишает себя благословений. Но если первый поступает жертвенно по каким-либо другим мотивам, то он будет завидовать тому, кто так не делает, хотя эта зависть не будет явна ему самому отрыто, а приобретет какую-нибудь форму, например, форму ревности о деле Божьем. Нередко такие люди используют фразу: «почему им это позволительно? А может, я тоже захочу!». Говорящие так не понимают, что выдают себя с головой. Если они тоже могут так захотеть, значит, они не считают поведение этого человека плохим.
Представьте, что ктото заболел: чихает, кашляет, температурит. Можете себе вообразить человека, который говорит так: «почему ему можно чихать, кашлять и температурить? А если я тоже так захочу!». Болезни никто не завидует, поэтому никто не осуждает и не негодует на больного.
Осуждают и негодуют чаще всего на того, кому в тайне завидуют, что они делают то, что ты сам не можешь из-за страха общественного мнения.
Денис Самарин