(Окончание. Начало в прд. номере)
Исповедание веры убедительно свидетельствует миру о существовании чудных благословенных сокровищ, с которыми Бог знакомит человека на путях благочестия. Вера свидетельствует миру об изобилии радости и довольства, обретаемых на этих путях.
Христиане видят нечто весьма славное, и это умаляет их для почитания Божьей славы, а не благ мира, какими они могли бы довольствоваться. Ради Христа они с готовностью отрекутся от всего. Воистину, они обретут великое счастье и радость в Иисусе Христе. Кроме того, люди перестанут делать то, что делают ныне. Они нашли то, что лучше всех земных благ. Мир не ведает о райских благах и продолжает поступать так, как поступал доныне. Верные не отлепились бы от земных благословений, если бы не нашли лучшие.
Если мы видим, как пчела оставляет прекрасный цветок и устремляется к другому, то приходим к выводу, что она нашла больше нектара в другом цветке. Так и народ Божий никогда не оставил бы такое множество прекрасных цветов в саду этого мира, если бы у него не было другого, из которого он вкушает наибольшую сладость.
Христос – хозяин этого сада, в который Он приводит Свою возлюбленную. В том саду она находит совершенно иные цветы, отличные от всех цветов мира. Его цветы обладают сладостью более высокой природы и хранят отборнейший нектар милосердия, доброты и благословения самого Бога.
Благодаря вере, душа обретает более высокий дар. Этот дар позволяет ей видеть Бога в Его славе, величии, святости, справедливости и добродетели еще лучше, чем когда-либо прежде. Истина состоит в том, что мы можем понять многое о Боге с помощью рассудка. Однако, бесспорно то, что вера представляет Бога душе не так, как душа воспринимала Его прежде. До тех пор, пока вера не войдет в душу, душа не имеет познания Бога. Теперь же она видит Его безмерно славным и превознесенным над всеми другими существами.
Она видит неисчерпаемый родник всякого блага. Наш разум ведает то, что мир сотворен Богом. Апостол Павел говорит, что мы постигаем сотворение мира верою. Таким образом, одно и то же явление можно постигать и рассудком, и верою, но вера, будучи превосходящим даром, открывает это явление нашей душе более глубоко, чем рассудок.
Благодаря этому, у Моисея был один из особенных даров веры, который помог ему перенести все страдания. О нем сказано, что он, как бы видя Невидимого, был тверд в своей вере.
В настоящее время Бог незрим для людей, но Его видят те, у кого отверсты очи веры. Ныне, когда мы видим Бога благодаря откровению, данному верою, мы не можем видеть Его физическими глазами. Трепет пред Богом оставляет сильное впечатление в нашей душе. Вся слава мира тускнеет для души верующего. Как легко человеку пренебречь миром, когда вера дает ясное видение Бога!
Вера открывает реальность красоты и превосходство духовных, сверхъестественных и вечных ценностей, явленных в словах, которые прежде воспринимались как выдумки, фантазии и плод воображения. В послании к Евреям говорится, что вера является «доказательством невидимых вещей». Слово, которое переводится здесь как «доказательство», означает проявление, которое убеждает душу в достоверности и истинности таких вещей, которые рассудок и плотские очи не видят.
У Иеронима есть замечательное выражение: «Бог хочет увидеть в нас столь твердую веру, что предмет нашей веры для нас реальнее, чем причины страданий, а предмет наших чаяний — реальнее, чем чувства». Ныне мы воспринимаем эти сокровища как то, что существует и не требует доказательств; и они являются таковыми по своей сути. Как говорит апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии».
Итак, в нас должна быть вера, которая споспешествует нам принять откровение Духа. Дух открывает их не как нечто предположительное или неопределенное, и поэтому вера принимает данные откровения. По словам Лютера, Божий Дух запечатлевает в наших сердцах не мнения, а уверенность, которая надежнее не только любого опыта, но и самой жизни. Вера способна видеть то, что ни одно плотское око не видело. Она постигает то, что никогда не приходило на сердце человеку.
Во 2 Коринфянам 4:18 апостол Павел говорит о вечном, которое «невидимо». Тем не менее он уверяет: «Мы смотрим на невидимое». Несмотря на то, что вечное является незримым, верующие видели незримое очами веры как существующее и реальное.
Мы считали подвиг Христа, благодать и небеса сущей бессмыслицей! Сколько сомнений они вызывали у нас до уверования! Вера открывает нам их славную сущность и показывает их истинное превосходство. Ради этого верующий человек готов подвергнуть жизнь опасности, потерять все и перенести все трудности.
Вера вдохновляет душу устремляться к Богу, ко Христу, ко всем славным благам Евангелия и благословениям вечной жизни. Вера — это дар, который действует, направляет и объединяет. Видеть Бога в Его славе как твоего Бога, видеть все Его величие, великолепие и благость как цели, которые ты стремишься достичь, — это труд веры через ее союз с Богом в Иисусе Христе.
Видеть то, как вечные советы Бога, начертанные для тебя, радуют тебя, видеть Христа, в Котором обитает вся полнота и в Ком находятся все сокровища Божьи, и все они принадлежат тебе, — это труд веры через союз с Богом в Иисусе Христе.
Любовь создает нравственное и духовное единение. Вера создает мистическое единение. Другие дары помогают нам уподобляться Христу, а вера делает нас едиными со Христом, и мы устремляемся к тому, к чему стремится Христос.
Чем является мир для души верующего теперь? Где все его показное великолепие, злоба и сопротивление? Потеря материальных благ или перенесение скорбей — это большое зло для тех, кого не интересуют вечные блага. Для тех, кто стремится к высшим благам, земные не представляют большой ценности, когда они теряют их.
Бог освобождает нас, прощает все грехи и освобождает от всех наказаний за них всех, запечатанных кровью Его Сына. Душа, оправданная верою, способна жить посреди многих скорбей, имея в сердце Божий мир. В Библии сказано: «Праведный верою жив будет». Вера рушит все преграды между Богом и человеком.
Возможно, до этого человек долго смирялся, вознес много молений, ища примирения с Творцом, пролил много слез и исполнил много религиозных обязанностей. Все это не помогло, и вина оставалась на нем. Но как только пришла вера, то грех и вина исчезли, и душа стала праведной пред лицом Божьим, а стена между Богом и человеком разрушилась.
Апостол Павел пишет: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5:1). Теперь стена между Богом и человеком разрушена и заключен мир. Обратите внимание на то, что следует дальше в этом отрывке Писания: христианин способен не только переносить беды, но и радоваться в скорбях.
И, кроме того, благодаря спасению, душа предана Богу беззаветно и готова делать все и страдать по воле Божьей. Бог отпустил грех Исайи, и с какой готовностью пророк предлагает Ему себя на служение, на котором ему предстояло много пострадать! Когда Бог вопросил: «Кого Мне послать?», Исайя тотчас ответствовал: «Вот я, Господи, пошли меня». «Довольно того, что мой грех отпущен и душа моя спасена. В каких обстоятельствах я бы ни оказался в мире, позволь мне, Боже, участвовать в любом служении, ибо у меня достаточно Твоей милости и радости».
Все подвластно нам, когда мы отрекаемся от себя. Только вера освобождает нас от самости и помогает отречься от себя. Вера возвышает душу, дабы мы постигали горнее и славное, постигали глубокие и вечные советы Божьи и славные тайны Евангелия. Вера помогает нам общаться с Богом и Иисусом Христом и познавать великие ценности Царства Христа и жизни вечной.
До того, как вера входит в душу, человек пребывает в подавленном состоянии и занимается отвратительными и постыдными делами. Поэтому он сразу соглашается с любым предложением этого мира, и любая малейшая опасность претерпеть скорбь устрашает его, и заставляет идти на уступки. Но когда приходит вера, человек начинает мыслить и поступать по-другому.
Мы имеем довольство только в Боге. Если вера возносит нас к Нему как к единственному благу во вселенной, то эта драгоценная вера. Она поможет нам пройти все испытания и искушения.
Джереми Барроуз
Перевод Владимира Михайленко