Пророк Иона принадлежит к числу двенадцати малых пророков. Его отец Амафий был родом из Гафхимера. Этот род находился во владении колена Завулонова. По иудейскому преданию, он был сыном вдовы Сарепской, которого воскресил пророк Илия.
Иона был первым из числа двенадцати малых пророков, посланных к язычникам с проповедью покаяния. Ниневия, куда послал Господь Иону, была городом великим, протяженностью на три дня ходьбы. Самое раннее упоминание о Ниневии записано в Бытие 10:11: «Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию». Это был самый красивый, цветущий и многолюдный город древнего мира, впоследствии ставшей столицей Ассирии.
На протяжении девяноста километров Ниневия была защищена высокими стенами. Ширина стен была так велика, что три колесницы могли ехать по ней в один ряд. Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. Сам город был построен на берегу реки Тигр. В Ниневии жили потомки Ассура, сына Симова, и вся окрестная страна называлась Ассуром или Ассирией.
Впоследствии Ниневия была разрушена до основания, и от неё не осталось и следа. И только в недавнее время благодаря раскопкам была открыта часть города. В развалинах Ниневии были обнаружены остатки огромного дворца, состоявшего из большого количества залов, комнат и коридоров. Также были обнаружены многочисленные произведения ассирийского искусства, большое количество оружия, сосуды, украшения и многое другое. Особую же историческую ценность имели надписи, обнаруженные в развалинах дворца.
В конце царствования Иоаса или в начале царствования Иеровоама пророк Иона получил повеление от Господа идти в Ниневию с проповедью покаяния. Это поручение для пророка Ионы было неожиданным, и так как оно было связано с трудностями и опасностью, то сердце пророка смутилось. И он решил бежать «от лица Господня» в самую отдалённую Финикийскую колонию – Фарсис. Для этой цели он отправился в ближайший морской порт Иоппию, нашёл корабль, заплатил за проезд, занял место и отправился в дальний путь. Теперь он мог облегчённо вздохнуть и считать себя свободным от поручения. Но он ошибся.
Когда корабль находился в некотором расстоянии от берега, «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1:4). Буря разразилась с такой необыкновенной силой, что пассажиров и матросов объял страх и ужас. В корабле появилась сильная течь, и он начал наполняться водой. Капитан приказал выбросить груз, чтобы облегчить корабль, но и это не помогало. Тогда пассажиры и матросы начали молиться о спасении каждый своему божеству, а пророк Иона в это время крепко спал. Такое поведение изумило капитана; он спустился вниз, разбудил его и сказал: «Что ты спишь: встань, воззови к Богу твоему; может быть, твой Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем».
Иона поднялся, увидел грозящую гибель и понял свою вину перед Богом. Между тем на корабле продолжалось смятение, раздавались вопли и мольбы. Но вот у спутников Ионы возникла мысль, что гнев небесный преследует кого-то из них за совершённое преступление.
Они бросили жребий, чтобы отыскать виновного, и жребий пал на Иону. Все стали его расспрашивать: «Скажи нам, за кого постигла нас это беда? Какое твоё занятие и откуда ты идешь? Где твоя страна и из какого ты народа?»
Пророк Иона признался в своей вине перед Богом: в отказе выполнить Его поручение и в бегстве от лица Господня. Тогда спутники спросили его: «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона, считая свою гибель заслуженной, ответил: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас; ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». Это был самоотверженный ответ; он удивил всех присутствующих, и они прониклись невольным уважением к пророку.
Было решено ещё раз попытаться спасти жизнь Ионы: пристать к берегу и высадить Иону. Но берега не было видно, а буря становилась всё сильнее и страшнее: медлить было нельзя. Истощив все зависящие от них средства к спасению пророка, все бывшие на корабле обратились в молитве к Богу о не вменении им гибели Его раба. После этого они взяли Иону и бросили в море, и тотчас «утихло море от ярости своей». Избавившись от великой опасности, корабль продолжил свой путь, стремясь возможно быстрее достичь ближайшей гавани и произвести необходимый ремонт.
Что касается пророка Ионы, то он исчез в пучине морской. Но Господь дал повеление большому киту проглотить его. «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». Глубокой скорбью наполнилось сердце Ионы. Его ужасала бездна, отделяющая его от всего света, и он обратился с молитвой к Господу. Он высказал непоколебимую уверенность, что Господь может избавить его из чрева кита. И вера его оправдалась: через три дня кит по повелению Божию выбросил Иону на сушу.
И вот Иона вторично получает повеление от Господа идти в Ниневию. Теперь он уже не думает бежать от лица Господа, а отправляется в путь. Не без смущения и волнения вступил Иона в город и, обходя его, призывал всех покаяться: «Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!» «И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретище, от большого из них до малого». Покаяние их было так сильно и искренне, что Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них.
Иона очень огорчился, что его пророчество не сбылось. Ему было неприятно, что его могут посчитать лжепророком, и он обратился к Богу с укором, стараясь даже оправдать своё бегство в Фарсис. Но это огорчение у него было из-за его чувства себялюбия, и Господь преподал ему наглядный урок.
В ожидании исполнения пророчества Иона вышел из города и сделал себе кущу, чтобы укрыться от зноя, но это мало защищало его от палящего солнца. И вот по повелению Господа над его головой с чудесной быстротой поднялось растение и своей широкой листвой дало густую тень. В этой прохладной тени Иона проспал всю ночь, но на следующее утро, когда наступил зной, растение, подточенное червями, быстро засохло. И опять солнце стало печь голову пророка.
Он совершенно изнемог и стал просить у Господа смерти. И тогда Господь провел ему такую аналогию: если Иона так сильно жалеет о растении, выросшем без всяких его трудов, то «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:11).
История пророка Ионы имеет пророческий смысл. Сам Господь Иисус Христос удостоверяет пророческое служение Ионы. Он ставит ниневитян в пример множеству народа, которому Он проповедовал. Он говорил, что «как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лук. 11:30).
И самый великий прообраз, истолкованный Самим Господом, – это трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита будет знамением пребывания Господа в земле три дня и три ночи. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).
В. Щ.