Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.
Втор. 30:19
Сегодня Господь предлагает Свое слово и верующим, и неверующим, чтобы они в своей жизни сделали выбор. Приведенный выше текст говорит о том, что человек и сегодня вправе сам распорядиться своей жизнью и смертью. Он силен и сегодня избрать либо жизнь, либо смерть. Так говорит слово Божье.
Почему многие люди сегодня избирают смерть? Почему многие люди заканчивают жизнь самоубийством? Хотя не совсем приятно обсуждать эту тему, но коль она затронута в Библии и об этом говорит Бог, у нас должно быть правильное отношение к самоубийству.
Статистика говорит, что каждый год в мире около 60 тысяч человек умирает в результате самоубийства. Христиане не заканчивают жизнь самоубийством, потому что знают, что это грех. Однако, в отличие от самоубийства физического, существует самоубийство духовное, духовный суицид, о котором очень редко говориться.
Задумаемся: если есть на свете мертвая религия, значит, есть мертвые церкви, а значит, есть мертвые христиане. Это христиане, которые считаются живыми, но на самом деле они мертвые. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Отк. 3:1). Здесь говориться о христианах, которые незаметно для себя и для других стали духовно мертвыми. Жили, жили, и вдруг смотришь — человек есть, физическая жизнь есть, а духовной жизни нет. Кто он? Он мертвец, он духовный самоубийца, он сам себя умертвил. А Бог всем нам дает жизнь.
Хочу обратить внимание на первых духовных самоубийц. И здесь исследования отправляют нас к книге Бытие, к нашим праотцам, Адаму и Еве. Там говорится о первой заповеди, которую Бог дал первым людям: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16).
Человек изначально знал, что если он не послушает Бога, его жизнь закончится; другими словами, он сам себя убьет. Есть интересный перевод этого места, в котором слово «смерть» стоит во множественном числе. Это можно перефразировать так: если ты вкусишь плод, то смертями умрешь. И это правда, потому что, во-первых, наступила смерть духовная, люди были отлучены от общения с Богом, во-вторых, наступила смерть физическая, отсроченная на некоторое количество лет, а в-третьих, для многих людей наступила и смерть вечная.
Священное Писание приводит много примеров духовной смерти. Если мы внимательно читаем Ветхий завет и обращаем внимание на жизнь Израиля, то можем увидеть, что большинство израильтян были духовно мертвыми.
Например, Израиль служил Богу, и вдруг рядом с храмом Соломона появилось языческое капище. Это знак того, что в Израиле наступила духовная смерть. Люди приходили в храм, приносили жертвы, тем не менее они были уже духовными мертвецами. Затем постепенно появлялись смешанные браки, израильтяне начали вступать в связь с теми народами, которые Господь повелел истреблять. Народ Божий существует, но в то же самое время существует и духовная смерть Израиля.
Еще пример: росли в Иудее финиковые деревья, пальмы, смоковницы, но вдруг появились большие дубравы, туда стали приходить люди и поклоняться чужим богам. Ничего внешне не изменилось, изменился немного только ландшафт, однако наступила смерть духовная, и в наказание начались войны.
Совсем недавно жили хорошо и спокойно, никто израильтян не притеснял, и вдруг пришли враги, пришли филистимляне. О чем это говорит? О том, что наступила духовная смерть, и Бог хотел через этих врагов воскресить свой народ.
Вот еще пример: повели израильтян в рабство в Вавилон. Вместо духовного процветания, вместо духовного роста наступила духовная смерть Израиля. И вот за это духовное самоубийство народа Бог отдал их в плен.
Господь, сотворивший жизнь, создал ее так, чтобы человек жил вечно и физически, и духовно. Но человек избрал смерть. Почему так случилось, ведь Бог смерть не создавал, но лишь допустил ее для человека?
В какой-то степени это благо для всех нас. Почему? Представьте себе, что человек совершил грех и всю вечность с этим грехом живет. Это было бы ужасно! Но смерть однажды ставит большую точку на земных мучениях человека, и с ней прекращается возможность жить во грехе. Таким образом, допущенная Богом смерть ограничивает греховное состояние мира и является проявлением милосердия Божия к людям.
Давайте поговорим о верующих, о тех людях, которые имели общение с Богом, дух которых был оживлен и общался с Богом, и о духовном суициде, который присутствует в духовной жизни христиан. Рассмотрим семь причин духовной смерти.
Первая и основная причина духовной смерти христианина — это непослушание. Наши прародители Адам и Ева всего только один раз не послушали Божьего установления, и наступила духовная смерть. Так мы с вами стали заложниками этой смерти.
Мы порой считаем, что любое маленькое непослушание Богу, непослушание Библии, непослушание церкви имеют маленькие последствия. Но это первый и большой шаг к духовной смерти.
Как только мы перестаем слушать Бога, перестаем ходить Его путями, тем самым обращаемся к Нему спиной, и вместо приближения к Нему начинаем маленькими шагами удаляться. Потом все больше и больше, и через некоторое время мы оказываемся в пропасти. И только милость Божия, Его рука помощи может вытащить нас из бездны греха. А первопричиной является наше непослушание.
Давайте придавать более важное значение послушанию. Мы воспитываем своих детей, уча их в первую очередь слушаться родителей. Если ребенок будет послушен, его легко можно многому научить. Так и в духовной жизни христианина. Если мы проявляем послушание Богу, то мы духовно растем, мы духовно взрослеем, но если мы проявили малейшее непослушание, мы встаем на путь духовного самоубийства.
Владимир Тимчук
(Окончание в сл. номере)