Вознесение. Какое для нас значение имеет это евангельское событие? Как известно, оно произошло через 40 дней после воскресения Иисуса, когда Он был восхищен на небо. Об этом событии повествуют евангелисты Марк и Лука, а также Лука описывает его в книге Деяний. В своем Евангелии Лука пишет так: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50, 51).
Если в целом рассматривать земную жизнь нашего Господа, то мы обнаружим в ней семь основных событий, каждое из которых, подобно звену в цепи, является частью одного целого. Эти семь событий можно еще уподобить лестнице из семи ступеней, соединяющей небо с нашим гре-ховным миром. Удали любую ступень, и разрушится связь между Богом и человеком. Эта лестница – Христос. Он пришел в мир, чтобы восстановить контакт между Богом и человеком.
Голгофским искуплением Он примирил грешного человека со святым и праведным Богом. Вот как об этом пишет апостол Павел: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою...» (Кол.1:21, 22).
Вот эти семь событий в жизни Иисуса, из которых состоит все дело искупления.
Первое событие – Его рождение. Придя в этот мир, Он воплотился в человеческое тело, родившись от девы Марии. Вторым событием было Его крещение в Иордане, когда на Него сошел Дух Святой в виде голубя.
Третье последовало сразу же после второго, когда исполненный Духом Святым, Он был веден Духом в пустыню для искушения от диавола. Четвертое событие произошло на горе Фавор – Его преображение. Пятое – Его смерть на Голгофском кресте. Шестое – Его воскресение. И седьмое – Его вознесение на небо.
И только после завершения всех семи этапов в деле искупления исполнилось обетование Небесного Отца – произошло излияние Духа Святого в день Пятидесятницы. Без последнего события, без вознесения, оно не было бы возможным.
Какое значение имеет вознесение в деле искупления? Обычно мы говорим, что когда Христос умер на кресте, то Он в тот момент искупил нас Своею смертью. Но, с другой стороны, хотя оно и является центральным событием в деле искупления, без воскресения Иисуса Его смерть была бы ничем иным, как обыкновенной мученической смертью. Вот почему апостол Павел говорит: «...если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), но Бог воскресил Его из мертвых, и это стало удостоверением Его победы.
Но чтобы завершить это великое дело спасения, остается еще один незавершенный этап, последняя ступень в этой небесной лестнице – вознесение воскресшего Христа на небо. Излияние Духа Святого стало возможным, когда Христос, взойдя на небо, воссел одесную Отца Своего.
«Сказав сие (то есть после последних слов Христа), вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святoй, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:8-11).
При расставании Иисуса с учениками Его последние слова касались обетования Отца; Он говорил о Духе Святом, и Его последним действием стало благословение: подняв руки Свои, Иисус благословил их. Таким образом наш Иисус Христос расстался со Своими учениками. Какая чудесная картина!
Он начал Свое служение здесь на земле с благословением. Он продолжал его благословляя. И Он окончил Свое пребывание на земле благословляя. Апостол Иоанн говорит: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин.1:14,16). И то, что Он, уходя, благословил их, не было чем-то необыкновенным.
В последний момент Он делал то, что было естественным для Него в течение всего земного служения. Если вдуматься, то сколько благословений пережили ученики в эти последние сорок дней перед уходом Христа! Он открыл им Писание так, что их сердца горели. Когда-то Он сказал им: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12), но после Своей смерти и воскресения Он открыл им ум к пониманию Писания.
Каждое явление воскресшего Христа в течение этих дней было подтверждением того, что Он их не оставил. И теперь, прощаясь с ними, Лука говорит, как Он это сделал: «...и подняв руки Свои, благословил их». Поднятые, распростертые и открытые руки говорят о щедрости, о мило-сти, о добром желании.
Что видели ученики, когда Христос так благословлял их? Могли ли они в этот последний момент усомниться, что это не Он Сам, Иисус? О, нет! Когда Он простирал в благословении Свои руки, они видели Его раны. Это было наивысшее доказательство того, что это Сам Иисус из Назарета, живой и воистину воскресший!
Эти руки были пригвождены ко кресту, чтобы исцелить нас от проказы греха. Раны говорят о том, как дорого заплатил Сын Божий за наше спасение. Этими руками Он нас благословляет. Его руки со следами от гвоздей являются гарантией того, что Он нас никогда не покинет. Разве это не чудно? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:32-34). Раны Иисуса гарантируют нам все это.
Если бы не эти раны, мы были бы еще во грехах наших, без надежды и без спасения. «Но Он изъязвлен был за грехи наши... наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Благодаря им, мы имеем доступ к престолу благодати, ими мы получаем исцеление души и тела. Мы ничего не можем получить от Бога иначе, как только по заслугам Иисуса Христа. И раны Иисуса являются гарантией того, что чего бы мы не попросили, в чем бы мы не нуждались, Он дарует нам.
Ученики не могли оторвать свой взор от Иисуса, когда Он стал отдаляться от них и возноситься на небо. Я думаю, мы бы так же поступили. Кто из нас добровольно согласится оторвать свой взор от Того, Который благословлял и теперь у нас на глазах исчезает?
О, эти руки, которые исцеляли! Руки благодати, которые возвращали к жизни мертвых, слепым давали зрение, исцеляли больных и ласкали детей, преломляли хлеб и кормили голодных! Господи, не оставляй нас! Руки благодати, мы хотим ощущать их прикосновение. Но Господь говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).
Да, Он сказал, лучше, чтобы Он пошел. Дело искупления еще не завершено. Этими ранами Я приобрету для вас самый драгоценный дар Небесного Отца. А для этого Я должен возвратиться на небо, чтобы принять от Отца обетование Святого Духа, Утешителя, Который будет не только с вами, но в вас пребудет.
Раны Иисуса были удостоверением того, что дело, порученное Ему Отцом, было совершено.
Позвольте задать вам вопрос: есть ли что-нибудь на небе, сделанное не руками Создателя, а руками человека? Подумайте, есть ли на небе изделие человеческих рук? Да, есть! Раны Иисуса. Они остались на теле Господа, когда Он возвратился к Отцу Своему. Эти раны наш Господь носит по сей день, и Он будет носить их во веки веков. Они будут напоминать нам о том, как дорого заплатил за наше спасение наш Господь.
Христос возвратился на небо не таким, как Он пришел на землю. До прихода на землю Он не имел человеческого тела, Свое тело Он получил здесь. Он вошёл в небо в теле, подобному нашему телу, но измененному. Чтобы нас искупить, Ему необходимо было тело человеческое, как в послании к Евреям сказано: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне», и дальше: «...освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа» (Евр.10:4,5,10).
Он возвратился к Отцу Своему с именем, которого Он не имел раньше. Ангел, говоря Иосифу о рождении Спасителя, сказал: «...И наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мтф.1:21). Сын Божий получил имя, когда родился от девы Марии. До Своего рождения Он не имел его. До этого Он не был Спасителем. Он тогда стал им, как пророк Исаия говорит, когда «взял на Себя наши немощи... был поражаем, наказуем и уничижен Богом. ...изъязвлен был за грехи наши...», когда Бог возложил на Него грехи всех нас, только тогда Он стал нашим Спасителем.
О, какое чудное это имя – Иисус Спаситель! «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:6-11). Это имя мы будем воспевать и в вечности.
Иисуса имя сладко мне –
Покой и радость в Нем душе!
Люблю твердить его везде,
То имя Иисуса.
Иисус, Тебе хвала,
Неизменный, навсегда;
Славьте, славьте все уста
То имя Иисуса.
Тот Самый Иисус, в человеческом теле, с тем же самым именем – Иисус, и теперь Он на Небе. Что увидел Иоанн, когда ему позволено было взглянуть чрез дверь, отверстую на небо? Он увидел Агнца! Агнца, как бы закланного, Которому все пели: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк. 5:12,13).
Да, на теле у Него раны, нанесенные Ему здесь, на земле. Он Агнец, как бы закланный, и это будут признаки, по которым мы Его узнаем. Там будет великое множество людей, перечислить которое никто не сможет, из всех племен, колен, народов и языков. И они будут стоять пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, и будут восклицать громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк.7:10).
Хотя все знаки Своего унижения Он несет на Себе, Он больше никогда не вернется на землю с той же миссией. Слово Божие говорит: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ...однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих...» (Евр.9:26,28). Его жертва за грех была достаточной и окончательной, и, как сказано в послании к Евреям, совершивши жертву за грех раз и навсегда, Он «вошел не в рукотворенное святилище... но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира» (Евр.9:24-26).
Нет! Он больше уже не явится на землю с этой целью. Агнец теперь на престоле, в руке у Него скипетр. Он Бог Всемогущий, Ему дана вся власть на небе и на земле. Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3).
Иисус придет еще раз на эту землю не для того, чтоб принести новую жертву за грех, нет! Он уже сделал это. Ее достаточно, она вполне удовлетворила справедливого Бога и ничего добавить к ней невозможно. Но когда Он придет во второй раз, Он явится не для очищения грехов, а для ожидающих Его во спасение.
Этот блаженный день второго Его пришествия, по всем признакам, наступит очень скоро. Для ожидающих это будет радостный день. Библия говорит, что, когда мы Его увидим, «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.
Имеешь ли ты эту надежду, дорогой друг? Чист ли ты от греха? Ожидаешь ли ты Его пришествия? Радует ли тебя, что Он скоро придет? Если ты Божье дитя, тогда твоим ответом будет «Да!» Но если ты не имеешь этой надежды, то ради блага твоей души приди к Иисусу сейчас, пока еще есть время и прими полное прощение и очищение от Него. Глазами веры взгляни на раны Христа, на терновый венок и познай, как в любви Он высок!
Ярл Пейсти