В детстве Иоганн Себастьян Бах остался сиротой. Воспитывал его дядя, он же и научил его музыке.
В 1707 году Иоганн женился на Марии Барбаре. Впоследствии у них родилось семеро детей. Но жизнь семьи была наполнена трагедиями. Трое из детей умерли ещё в детстве. Маленькие гробики… большие сердечные раны. Потеря за потерей.
Когда Бах был за границей в поездке, его жена так же внезапно, в 35-летнем возрасте, умерла, оставив четверо малолетних детей. О похоронах жены Иоганн узнал по возвращении.
Свои чувства в связи со смертью жены Бах выразил в музыкальной форме в «Чаконе» из партиты ре минор для скрипки соло, ставшей в последующем одним из наиболее узнаваемых его произведений.
Так Бах потерял малолетнюю дочь, трех сыновей и жену, Марию -Барбару.
Позже композитор познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой певицей, которая пела при герцогском дворе. Они поженились, и в последующем у них родилось ещё 13 детей (из которых 7 так же умерли в детском возрасте).
Уже со второй женой, Анной-Магдаленой, Бах потерял еще четырёх дочек и трёх сыновей. Всего одиннадцать любимых детей. Одиннадцать похорон.
Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Кантаты, сюиты для виолончели, мессы, концерты... Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру.
Знаете, как он смог? В начале партитуры он всегда писал: «Господи, помоги», а в конце – «Soli Deo gloria», что значит «одному Богу слава». Поэтому в музыке Баха излита вся его боль, скорбь, молитвы, смирение и хвала Богу. Музыка Баха – это разговор человека и Бога.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю.
В 1750 году лечить композитора приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, и Бах остался слепым.
18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Иоганн Бах умер 28 июля 1750 года.
В последние годы жизни и после смерти Баха его творчество было мало известно: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Однако многие крупные композиторы, например Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна Баха. Их воспитывали на произведениях Баха с самого детства.
И только спустя почти сто лет биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя музыку Баха. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями, сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой».
Через целый век после смерти Баха, в 1850 году, было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.
В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей.
И сегодня в современном мире существует огромное количество восторженных откликов на великую музыку Баха. Однако интересным и необъяснимым фактом остаётся то, что великие творения Баха долгое время, как никому не нужные, были свалены в кучу на чердаке церкви Святого Фомы, и лишь спустя многие годы были заново открыты Шуманом и Мендельсоном- Бартольди.
Почему его современники, родственники и даже сыновья, (которые были сами замечательные музыканты), называли его «старым париком» и не смогли при жизни по достоинству оценить своего гениальнейшего отца? Не говорит ли это о том, что мы, люди, не умеем ценить, пока не потеряем, пока случайно не заметим, мимо какого чуда мы проходили все эти годы.
А ведь творения Баха могли исчезнуть и погибнуть, так и не дойдя до нас.
Это приводит к неутешительному выводу, что люди плохо ориентируются в том, что называется искусством, что по сей день воспитание и образование связаны не с обучением пониманию прекрасного, а совсем с другими вещами.
В результате человек в массе своей знает, что дважды два четыре, но он не знает, что вера, терпение, доброта и милосердие – основа любого искусства, в том числе и музыки Баха.
Вот такая судьба. Нет пророка в своём отечестве. Истина стара как мир.
Итак, человек в девять лет стал сиротой, позже потерял первую жену, с которой не смог даже попрощаться. Потом похоронил большинство своих детей. И тем не менее его творчество посвящено не только страданиям, oно исполнено веры и силы, его музыка и сегодня дарит людям надежду, а врачи «прописывают» своим пациентам Баха в ситуации душевных кризисов.
По версии The New York Times Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов.
Наталья Шевченко