Двадцать лет назад я прочитал в газете одну заметку, и она мне надолго запомнилась. Баскетбольная команда «Бульдоги» средней школы округа Рокдейл, штат Джорджия, в марте 1987 года впервые стала чемпионом штата, обойдя всех своих соперников. Кливленд Строд, тренер, тренировавший команду уже 18 лет, был в восторге от первой победы в чемпионате.
Но через несколько недель после чемпионата Строд во время регулярной проверки успеваемости членов команды узнал, что один из запасных игроков не был аттестован по некоторым предметам, так что по школьным правилам его нельзя было включать в баскетбольную команду.
Этот неуспевающий игрок ничего не дал для победы. Он был младше других, и хотя был в форме, но у него за весь сезон практически не было игрового времени. Впрочем, во время одного полуфинала, когда команда уже шла более чем на 20 очков, тренер Строд решил дать каждому игроку возможность поучаствовать. Он выпустил этого запасного игрока на поле, так что он был в игре почти 45 секунд. Он не принес команде ни одного очка. Его участие в игре нисколько не повлияло на результат. Но технически это было нарушением правил штата.
Тренер Строд оказался в затруднительном положении. Если он расскажет об этом нарушении, его команду дисквалифицируют и лишат победы в чемпионате. Если он промолчит, едва ли кто-нибудь за пределами школы вообще узнает об этом.
И все же тренер понимал, что как минимум сам этот игрок знал о нарушении правил. Возможно, об этом знали и другие ученики из команды, и думали, что тренер намеренно пренебрег квалификационными требованиями. Но что было еще важнее, об этом знал сам тренер Строд, и если бы он попытался скрыть факты, его самая большая тренерская победа навсегда была бы омрачена постыдной тайной.
Тренер Строд сказал, что с того самого момента, как он обнаружил нарушение, он знал, что должен сделать. Никаких других вариантов он даже не рассматривал. Его приоритеты были расставлены задолго до этого. Он понимал, что для игроков его команды важнее было не звание чемпионов, а их характер. «Люди забывают счет баскетбольных матчей, — сказал он. — Но они никогда не забывают, из чего вы сделаны».
Он сообщил об этом нарушении и лишился единственной победы своей команды в первенстве штата.
Но и тренер, и команда обрели почет другого рода, намного важнее утраченного. Они сохранили свою порядочность и заслужили бесценное доверие и уважение. Тренер несколько раз был награжден званием «учитель года», «тренер года», «гражданин года», а также получил официальную благодарность от Генеральной ассамблеи штата Джорджия. Несколько лет спустя его избрали в Городской совет Конйерса, где он и служит до сих пор. Он был прав. Люди, которые давно забыли бы о победе «Бульдогов» в чемпионате штата, никогда не забыли о порядочности их тренера.
Порядочность — один из непременных атрибутов христианского характера. Конечно, для христианина крайне важно держаться здравого учения и верно преподавать истину Писания, но не менее важно быть правым сердцем и последовательным в послушании нравственным и этическим принципам Божьего закона.
Кстати, это не так уж просто. Нравственные стандарты, по которым должен жить народ Божий, намного превосходят даже самые высокие принципы обычной этики, принятой у людей.
Это одна из главных тем Нагорной проповеди Иисуса: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мтф. 5:20). Вся эта проповедь была разъяснением нравственного значения закона. В центре проповеди Иисуса было развернутое опровержение идеи, что нравственные принципы закона относятся лишь к поведению, которое видят другие.
Например, Иисус учил, что шестая заповедь запрещает не только само убийство, но и желание убивать (ст. 21-22). Седьмая заповедь, запрещающая прелюбодеяние, также осуждает прелюбодейное вожделение (ст. 27-28). А повеление любить ближних относится даже к нашим врагам (ст. 43-44).
Насколько высок нравственный и этический стандарт Божьего закона? Невообразимо высок! Иисус приравнивает его к совершенству Самого Бога: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (ст. 48).
Конечно, это устанавливает недостижимую планку. Тем не менее наша задача — неуклонно держаться порядочности. Нравственное совершенство — важнейшая грань той конечной цели — до полного уподобления Христу, — к которой должен постоянно стремиться каждый христианин. Поэтому ни один христианин не должен сознательно поступаться своей порядочностью.
На это есть три серьезные причины.
РЕПУТАЦИЯ
Во-первых, ради нашей репутации. Разумеется, христиане не должны быть озабочены такими вещами как статус, классовая принадлежность, каста или экономический престиж. В этом смысле мы должны быть похожи на Христа, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Впрочем, в некотором смысле нам все-таки следует заботиться о хорошей репутации, и это особенно важно в вопросах порядочности. Одно из ключевых требований к епископу: «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, дабы не впасть в нарекание и в сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7).
Ничто не портит хорошую репутацию так быстро и так надолго, как намеренное пренебрежение порядочностью. Люди готовы простить практически любую другую ошибку, упущение или неудачу, но низость в этических вопросах навлекает позор, который почти невозможно смыть.
Несколько лет назад один прихожанин рассказал мне то, чего не хотел бы услышать ни один пастор. Он пригласил в нашу церковь знакомого с работы, но тот ответил: «Ты ходишь в эту церковь? Я бы туда не ходил. В нее ходит самый продажный адвокат в нашем городе».
Я понятия не имел, и до сих пор не имею, кого он имел в виду. В нашей церкви десятки адвокатов. Надеюсь, что этот человек обознался, и упомянутый адвокат не был членом нашей церкви. И все же в ближайшее воскресенье я рассказал об этом случае с кафедры и сказал: «Если адвокат, на которого сослался тот человек, сегодня утром находится здесь, пожалуйста, возьмите пример с Закхея: покайтесь и сделайте все возможное, чтобы восстановить свою репутацию. А пока перестаньте называть себя христианином. Вы наносите ущерб репутации всей церкви».
В Притчах 22:1 написано: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра или золота». Вы будете иметь доброе имя лишь в том случае, если сохраните свою порядочность незапятнанной и безупречной.
ХАРАКТЕР
Во-вторых, ради нашего характера. Все же наш характер еще важнее. Ведь не просто так данное Иисусом объяснение нравственного закона в 5--й главе Матфея настолько сосредоточено на праведности сердца, а не внешнем поведении. Причина в том, что реально оценить, кто мы, можно по нашим делам, которых никто не видит, по скрытым мыслям, по реакции на голос собственной совести. Вот чем на самом деле измеряется ваш нравственный и этический характер.
Как бы ни было важно сохранить добрую репутацию среди окружающих, в тысячу раз важнее беречь свой характер. Вот почему Иисус рассматривал нравственные и этические вопросы, начиная с глубинных помышлений нашего сердца. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» (Мтф. 15:19).
Наверное, не будет преувеличением сказать, что самым главным полем битвы за порядочность оказывается ваш собственный ум. Именно там вы действительно либо победите, либо потерпите поражение. И поражение там означает, что вы уже погубили свой характер. А порочный характер неизбежно испортит и репутацию, поскольку «не может дерево худое приносить плоды добрые» (Мтф. 7:18).
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Это подводит нас к третьей причине, почему так важно хранить свою нравственную и этическую чистоту: ради нашего свидетельства. Репутация — это то, что говорят о вас люди. А свидетельство — это то, что ваш характер, поведение и слова говорят о Боге.
Подумайте, что сообщает христианин, у которого нет порядочности. Такой человек показывает, что на самом деле он не верит тому, что прямо сказано о Боге в Писании, что «соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21:3), что «жертва нечестивых — мерзость перед Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (15:8), и что Бог «возлюбил истину в сердце» (Пс. 50:8).
Другими словами, кто пренебрегает порядочностью, тот своей жизнью и отношением говорит ложь о Боге. Называя себя христианином и причисляя себя к Божьим детям, он, по сути, на самом фундаментальном уровне употребляет имя Господа напрасно. Это позволяет взглянуть на вопрос порядочности иначе, не так ли?
Вот о чем необходимо помнить, когда возникает искушение поступиться нравственными принципами ради своего удобства. Не стоит отдавать за это высокую цену своей репутации, характера и свидетельства.
Джон Мак-Артур