Масштабное исследование показывает – значительная часть учёных верят в Бога.
По данным Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), из семи миллиардов человек, населяющих землю, 5,8 миллиарда человек считают себя последователями той или иной религии. Христианами называют себя 31,5%, это более двух миллиардов людей.
Часто можно услышать, что религия – это результат невежества, и что поэтому среди образованных людей верующих намного меньше, а среди учёных и вовсе очень мало. Тем не менее похоже, что до сих пор не проводилось глобальных исследований относительно количества верующих в научном сообществе, и поэтому существуют постоянные спекуляции на эту тему.
Например, Ричард Докинз пишет о собственном опросе среди членов британского Королевского общества, согласно которому 78% ответивших не верят в Бога, и эти данные с его лёгкой руки часто фигурируют на про атеистических ресурсах. Насколько эта цифра соответствует действительности? Сколько верующих среди учёных в реальности? И какова ситуация в других странах?
Социологи Университета Райса в течение более четырех лет (2011–2015 гг.) проводили масштабный опрос среди практикующих физиков и биологов в восьми странах — Франции, Великобритании, Гонконге, Индии, Италии, Тайване, Турции и США, и в нём участвовало более девяти тысяч учёных разного пола, возраста, религиозных взглядов и статуса.
Выбор научных областей был не случаен – именно физика и биология наиболее тесно связаны с вопросами происхождения человека и Вселенной, и именно в них, по расхожему мнению, существует противоречие между религиозными и научными взглядами. Результаты исследования опубликованы на сайте университета.
Как показали результаты, далеко не все учёные полагают, что научные и религиозные взгляды конфликтуют между собой. И значительная часть опрошенных учёных считают себя верующими. Процентное соотношение оказалось совершенно разным в разных странах. Так, в Турции учёных с атеистическими взглядами оказалось 6%, с агностическими 9%, с теистическими 85%.
В США доли разделились почти поровну – атеистов 35%, агностиков 29%, и теистов 36%. Выяснилось, что в Италии, Гонконге, Тайване, Индии и Турции более половины учёных считают себя верующими (57%, 54%, 74%, 79% и 85% соответственно). Атеисты же составляют большинство среди учёных только во Франции (51%).
Также выяснилось, что в большинстве из этих стран учёные менее религиозны по сравнению с населением страны в целом. Но есть и исключения – например, в Гонконге среди учёных оказалось 54% верующих, в то время как среди всего населения страны называют себя верующими лишь 20%. В Тайване эти цифры составляют 74% и 44% соответственно.
Среди ответивших на вопросы анкеты авторы исследования отобрали около шестьсот человек, с которыми провели глубокие интервью. В числе прочего говорили о взаимоотношении науки и религии, о том, влияет ли религия на формирование плана исследования, а также об этических аспектах научной деятельности.
Как выяснилось в ходе интервью, многие учёные не видят совершенно никакого конфликта между своими научными и религиозными взглядами, и считают, что наука и религия могут не только сосуществовать, но и дополнять друг друга.
Кстати, ранее директор Национальных институтов здравоохранения США и руководитель проекта «Геном человека», Фрэнсис Коллинз, приводил такие данные: «Что можно сказать о религиозности в научной среде? На самом деле верующих среди ученых намного больше, чем могло бы показаться.
В 1916 году биологам, физикам и математикам был задан вопрос о том, верят ли они в Бога, Который активно общается с людьми и способен слышать молитвы. Около 40% ответили утвердительно. И когда учёным в 1997 году задали точно такой же вопрос, этот процент, к удивлению исследователей, оказался практически таким же.
Мы видим приблизительно одинаковый процент верующих среди учёных США в обоих исследованиях, так что его можно принять за реальное положение вещей.
А что же насчёт результатов собственного опроса Докинза, упоминавшихся выше? Вот что пишет о них математик и статистик Амир Ацель: «Очевидное невежество Докинза и его незнание законов вероятности приводят к недостоверности в статистике, и это тем более удивительно, потому что знание статистики необходимо во многих отраслях науки, и прежде всего в той области, которой занимается Докинз, – в биологии. Вот, например, что он утверждает, описывая свое статистическое изучение отношения к вере в Бога членов Королевского общества: «Все 1074 члена Королевского общества, у которых есть адреса электронной почты (подавляющее большинство), были мною опрошены. Ответили 23% из них, и это очень хороший результат для такого рода исследований».
Эта цитата – великолепный пример предвзятости в статистических исследованиях. Первое, чему учат начинающих статистиков, – не доверять никакой, даже самой естественной цензуре.
Если Докинз говорит, что 23% ответивших – хороший результат, то мы вправе спросить: хороший для чего? Способ, выбранный Докинзом, – это просто классический способ получения предвзятой и вводящей в заблуждение информации. Если на поставленный вопрос ответили лишь 23% опрошенных, то значит самой методике присуща необъективность и пристрастность.
Как верующие, так и неверующие в большинстве своем предпочли уклониться от опроса, ибо в противном случае процент ответивших не был бы столь удручающе низким.
Этот пример показывает, как нельзя проводить статистические исследования. Это одно из самых недостоверных статистических исследований, с какими мне приходилось сталкиваться. Если 78% ответивших заявили о том, что не верят в Бога, то это не значит, что среди 77% членов выборки, не ответивших на вопрос, не преобладали верующие люди. Это исследование бесполезно, и ни один уважающий себя статистик не стал бы обнародовать такие результаты.
Алексей Калько