Я прочитал одну статью относительно празднования входа Господа в Иерусалим, или еще его называют Вербное воскресенье. Там коротко дается историческая справка этого события, и довольно правдивая. Но меня поразил вывод автора этой статьи. Он говорит, что праздник имеет большое значение в жизни каждого христианина, и далее говорит, что верба имеет очень большой смысл.
«Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год». Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают….
«Съешь почку вербы – решится важное дело». Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь.
«Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым».
Вот во что превратили самое величественное, но и печальное событие из жизни Иисуса Христа. Вот и весь смысл христианства, который дошел до некоторых людей из глубины веков: окунуться в прорубь, покрасить яйца на пасху, посвятить куличи…
Насколько далек становится народ от тех страданий, душевных мук, которые заставили Иисуса плакать, глядя на Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41-44).
Иисус плакал, исполненный глубокой жалости к Иерусалиму, Он предсказывает ему дни его страданий и гибели. Христос отверг Иерусалим, потому что Иерусалим отверг Христа. Господь заплакал о нем, не захотевшим или не сумевшим понять всей важности для себя происходившего теперь – ведь если бы народ принял Его в тот день, то это послужило бы к миру его. Но он не узнал времени посещения его Богом, и за это грядет на него кара погибели. Это было осуществлено римскими солдатами менее чем через полвека, в 70 году по P. X.
Казалось бы, это был день возвеличивания Иисуса Христа. Триумфальный въезд в Иерусалим. Земное служение Христа подходило к концу. За Ним ходили толпы народа, слава о Нем разошлась далеко за пределы Иудеи, даже царь Ирод, и тот слышал о нем, и хотел встретиться с Ним. «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем…» (Лк. 23).
Но это был праздник со слезами на глазах. Иисус скорбел, в Его глазах стояли слезы. Но это не были слезы страха перед грядущими событиями, это не были слезы разочарования. Это были слезы сострадания к этому избранному Богом народу.
Почему же в этот день Христос скорбел об этих людях? Накануне он посетил дом Марии и Марфы, где совершил великое чудо за последние дни – воскресил Лазаря. Услышав об этом чуде и убедившись в его реальности, многие последовали за Христом. К тому же иудеи ожидали, согласно пророчествам, что Мессия и Спаситель Израиля должен явиться именно на Пасху. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя. И теперь толпы народа сопровождали Его, они жаждали увидеть еще чудеса, они хотели увидеть и Лазаря.
Человек, сумевший воскресить умершего, способен сотворить и еще одно чудо – одним взмахом руки даровать этому народу царство. Это царь входит в их город. Народ ничуть не смущало, что Иисус въезжает в город на осленке, а не как царь – на коне.
Дело в том, что по обычаям того времени паломники входили в Иерусалим только пешими, а цари верхом на коне. А Христос кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на молодом осле. Это символизировало мирный приход Мессии, Который возвещал народам мир. Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и наконец, на Востоке въехать в город на осле означало, что человек пришел с миром.
Об этом предвозвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9).
Написано: «сидящий на ослице и на молодом осле», но это не значит, что Он сидел сразу на двух животных. Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.
Воскрешение Лазаря для народа стало поводом радости и надежды, а для Христа еще одним грустным эпизодом в Его служении. Собственно, наверное, с этого момента в сердце Иисуса появилась скорбь о грядущих событиях.
Вот Лазарь тяжело заболел, и сёстры срочно посылают к Иисусу сказать: «Иисус, смотри, тот, кого Ты любишь, болен». Но Христос медлил, и не шёл к нему, пока тот не умер. Почему?
Мы знаем, что Иисус мог бы просто сказать одно слово, даже не двигаясь с места, и Лазарь был бы исцелён. Также Господь мог пойти к Лазарю домой и исцелить его там. Однако вместо этого Христос сказал: «Радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему» (Ин. 11:15).
Одно дело – верить в исцеление больного, и совсем другое – верить в то, что мёртвый человек может быть воскрешён. В этом эпизоде Иисус давал друзьям из ближайшего Своего окружения возможность проявить веру в то, что было абсолютно невозможным. По сути, Он говорил Марфе и Марии: «Я рад, что Меня не было там, потому что Я хочу, чтобы вы увидели Мою силу воскрешать».
Иисус хотел показать Себя не как простого целителя, но как Бога, который властвует над жизнью и смертью. Эти обстоятельства имели отношение не столько к смерти Лазаря, сколько к смерти Самого Христа. Подумайте: когда настал час Иисусу идти на крест, могли бы тогда Его ученики поверить в то, что Он воскреснет?
И вот, направляясь в Иерусалим, где Он должен был прославиться, Иисус уже знал, что Его надежды на то, что народ примет Его как Сына Божия, не оправдаются. Бегущий за Ним народ, расстилающий свои одежды перед Господом, преследовал прежде всего свои личные цели – возвеличиться вместе с входящим в город Царем. Так же, как и в наши дни, не все смогли понятъ смысл произошедшего события.
Вход Господа в Иерусалим, а точнее события с Лазарем, положили начало Голгофским страданиям Иисуса Христа. Именно с этого момента чаша терпения фарисеев и священников переполнилась. Именно в этот момент они решили убить Его.
Иисус знал, что Его ищут, Он знал, что Его появление в Иерусалиме закончится предательством Иуды и арестом. Иисус знал, что это начало конца Его земной жизни. Он страдал как человек. Ведь Он принял земное тело, которое было подвержено страданию и боли.
Весь трагизм ситуации был в том, что люди, ради которых Он приходил, не поняли Его. И эти люди должны были погибнуть как не принявшие спасительную весть. И становятся понятны слова Христа, с которыми Он обращается к женщинам, которые стояли вдоль дороги на Голгофу: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28).
И вот теперь, стоя перед Иерусалимом, Иисус плакал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мтф. 23:37-39).
Сегодня Господь с таким же состраданием взирает на человечество, как и две тысячи лет назад. Многие должны будут погибнуть при торжественном пришествии Господа на облаках. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Сегодня время прихода Господа. Так же, как и много лет назад, начинает отсчет последнее время. Но теперь каждому из нас предстоит взойти на свою Голгофу, взять свой крест и понести его до самой встречи с Иисусом Христом. «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).
Дай нам, Господь, силы и веры пронести этот крест, не сойти с пути, который Ты указал нам.
Н. Н.