Одной из уникальных особенностей Евангелия от Иоанна является повествование о воскрешении Лазаря. Именно здесь мы находим утверждение «Я есть»: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25, 26). В этом удивительном высказывании Христос говорит о Себе не только как о Том, Кто воскрешает из мёртвых, но и том, что Он Сам является воскресением и жизнью.
Это произошло в городе Вифания, недалеко от Иерусалима. Мы читаем, что многие пришли утешить Марию и Марфу, сестер умершего Лазаря.
По традиции тело умершего хоронили в тот же день, потому что иудеи не прибегали к бальзамированию. После того как родным и близким сообщалось о смерти, народ соби-рался в доме умершего, чтобы утешить его родственников. Затем происходило похорон-ное шествие к месту захоронения; тело обычно помещали в пещере, а вход закрывали большим камнем.
Затем похоронная процессия направлялась назад в дом к умершему, где друзья и наемные плакальщицы оплакивали умершего семь дней. Семья обычно готовила традиционную трапезу из хлеба, крутых яиц и чечевицы. В течение семи дней умершего оплакивали громким плачем и воплями женщин.
Посреди этой ситуации оказывается Христос. Лазарь умер четыре дня назад. Родные и близкие оплакивают умершего. И посреди этой картины Христос заявляет: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».
Утверждение Иисуса о том, что Он есть воскресение и жизнь, указывает не только на то, что Он способен воскрешать из мёртвых, но и на то, Кем Он является. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Иоанн далее говорит: «В Нем была жизнь» (Ин. 1:3,4).
Иисус есть воскресение и жизнь, потому что Он и есть жизнь. Он способен создать жизнь из ничего, и способен воскресить из мертвых, потому что Он есть жизнь. Жизнь – это свойство Его природы, Кем Он является по существу.
Иисус был вечно жив и даровал жизнь Своему творению. Всё, что существует, как физическое, так и духовное, одушевлённое и неодушевлённое, от простого до самого сложного, всё создано Им и для Него.
Сущность истины, явленной в воскрешении Лазаря, состоит в том, что Христу свойственны воскресение и жизнь, а также то, что верующие в Него обладают вечной духовной жизнью. Эта истина является важной причиной написания Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
Воскресение является реальностью в жизни каждого человека. Христос заявляет: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29).
Иисус указывал на то, что после жизни человека в этом мире есть только два вида существования; первое – без Бога, место наказания, а второе – с Богом, место благословенной радости.
Каждый, кто сталкивается с заявлением Христа: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», сталкивается с вопросом: «Веришь ли этому?»
Грег Уайт