Для многих даже регулярных посетителей церквей Бог остается порой нереальным и таинственным существом. Почему это бывает?
Каждый год христиане во всем мире празднуют день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов. Если Бог действительно приходил на землю, а Церковь является Его народом, тогда именно это событие должно помочь нам ответить на этот вопрос.
День Пятидесятницы был исполнением обетования; это обетование и есть ответ на вопрос о реальности Бога. Это обетование относится непосредственно к вам лично и заслуживает вашего внимания.
Некогда Бог заключил завет с Авраамом, отцом еврейской нации. Этот завет остался между Богом и потомками Авраама. И до сих пор, спустя несколько тысяч лет, еврейский народ считается «избранным народом». История Израиля, записанная на страницах Библии, показывает неспособность этого народа быть верным Богу, и в то же время отражает непрерывную верность Бога народу, с которым у Него был заключен завет.
За 800 лет до пришествия Христа на землю Бог начал говорить через пророка Осию о новом завете, и мы читаем такие слова: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и птицами небесными и пресмыкающимися по земле. И лук, и меч, и войну истреблю от земли той и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:18-20).
Пророку Иеремии было дано еще более точное и подробное откровение относительно характера этого нового завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34).
Пророк Иеремия открывает новые стороны завета с Богом: прощение грехов, начертание завета на скрижалях сердца и внутреннее познание Господа, которое приходит от вселения Божьего Духа в человека. Иеремия только намекает на такое знание, в то время как пророк Иоиль прямо говорит о Святом Духе и времени Его излияния на верующих: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28).
На противоположном конце пустыни, далеко от пророка Иеремии и Иоиля, пророк Даниил добавил данную ему от Бога часть откровения и обетования нового завета: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины... и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос... И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение...» (Дан.9:25-27). Что означают все эти даты и когда должно было все это исполниться?
Другие пророки дополняют эту картину. Малахия говорит: «Вот Я (Господь) посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Мал. 3:1). Ангелом, приготовившим путь Господу, был Иоанн Креститель. Пророк Исаия дает другой признак пришествия Господа и исполнения этого обетования: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благоволение Мое на потомков твоих» (Ис.44:3).
На протяжении долгих лет части дивного обетования Божьего о новых отношениях человека с Богом складывались в одну общую поразительную картину: Бог простит человека, даст ему внутреннее откровение о Себе и напишет завет Свой с ним на скрижалях его сердца. Он будет личным Богом для человека, и верующие в Него люди будут Его собственным народом.
Обетование распространится не только на евреев, но и на все другие народы. Исполнение обетования совершит Помазанник Божий – Мессия, Христос Владыка, как называет Его Даниил. Он утвердит завет, обетование сделается реальностью, когда Бог изольет от Своего Духа.
Вскоре после смерти и затем воскресения Христа исполнение этого обетования совершилось. Через пятьдесят дней после Его воскресения ученики собрались в месте, назначенном Господом, и ожидали исполнения обетования.
Об этом написано в книге Деяний: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:1,2). Последователи Христа все исполнились Духа Святого. Они пошли по улицам города и говорили всем о великих делах Божьих смело и дерзновенно. Во свидетельство для посторонних они говорили на языках, которые не знали раньше и не изучали.
Петр смело выступил перед громадным собранием народа и сказал, что то, что они видят, есть исполнение пророчества Иоиля о сошествии Святого Духа. Петр говорил о смерти Христа на кресте, свидетелями которой многие из них недавно были, и о том, что смерть не удержала Его – Он воскрес и вознесся к Отцу при свидетелях, дав обещание прийти опять.
Слово Петра касалось слушателей, тревожило их совесть, и они спрашивали: «Что же нам делать?» Петр дал им три совета, которые должны были сделать их участниками Божьего обетования и нового завета: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа».
Покаяние, крещение и принятие дара Святого Духа – вот три обязательные вещи для участников нового завета, «ибо обетование принадлежит вам и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь» (Деян. 2:38-39).
В тот день около трех тысяч человек пережили реальное присутствие Бога в своей жизни. Родилась Церковь Христова. Впечатление было таким сильным, что с тех пор и до наших дней христиане отмечают день Пятидесятницы как особенный праздник, как день рождения Церкви.
И это приводит нас к первоначальному вопросу: почему Бог так нереален для многих внешне религиозных людей? Потому что Бог реален не для тех, кто просто посещает церковь, а для тех, кто есть Его Церковь: покаявшихся, прощенных и исполненных Его Духом людей!
Б. И.