Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Лк. 9:58
Дух Святой через евангелиста Луку говорит о трех человеках, которые соприкоснулись с вопросом следования за Иисусом.
Три разных человека. Три разных ответа Христа.
Первому из них Христос фактически не позволил следовать за Собой, хотя слова этого книжника звучали убедительно: «Господи! Я пойду за тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Мтф.8: 57).
Второму Спаситель говорит прямо: «...следуй за Мною», а когда тот начал приводить весомые аргументы о том, что нужно прежде отца доглядеть до смерти (похоронить – согласно восточным обычаям означало досмотреть до конца жизни), то Христос побуждает его идти, тем самым призывая его доверять Господу и не думать, что Иисус что-то не понял или не знал его обстоятельства. При этом Христос указывает цель следования: «...благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:60).
Господь иногда заставлял Своих учеников что-то сделать, как написано: «...тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться...» (Мтф.14:22). Значение слова «понудил» – заставил.
Третий человек выражает как бы согласие идти за Христом, но перед тем как следовать, ставит свое условие: «прежде позволь мне проститься с домашними моими».
Мы не можем не вспомнить, как сразу же пошли за Христом Пётр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, оставив своё ремесло рыболовов и своего отца. Сразу же оставил свою денежную работу и сборщик налогов Матфей, когда Господь, проходя мимо, сказал ему просто три слова: «Следуй за Мною», и он, оставив всё, встал и последовал за Ним» (Мтф.9:9).
Третьему человеку Господь не отказывает в следовании и не понуждает идти, а предоставляет ему право решать, предупреждая: «Никто, возложивший руку на плуг, и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).
В чем причина отказа первому человеку следовать за Ним? Причём видится очень важным, что для вечного спасения этого книжника Христос предоставляет ему возможность поразмышлять и понять причину отказа, и произвести переоценку своего духовного состояния в свете слова Божия.
Господь Иисус всегда знает, что в человеке, каковы мысли и намерения. Его слово всегда верное и безошибочное, и Его слова всегда содержат определённые духовные истины, которые практически влияют на жизнь людей. Ключом для правильного понимания истины Христовой является то, что Он сам сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63).
Причина отказа есть не в том, что Христу не было физических условий для отдыха, что Он жил в нищете. Христос после крещения поселился в Капернауме. Даже когда Иисус не находился в Своём городе, Он имел место где жить. Евангелие повествует, что многие (даже из высших социальных слоёв общества) сопровождали Его и «служили Ему своим имением» (Лк.8:1-3).
Иисус ходил по Святой земле как Учитель (раввин). Об этом знали все, даже правительство Израиля. У Него были свои ученики. Согласно исследователям-историкам, по обычаям тех времён ученики раввина обязаны были заботиться о нуждах их учителя, и к примеру, если у него не было дома, то ученики строили ему дом.
Также и двенадцать апостолов, а потом и другие семьдесят учеников имели всё необходимое для себя, когда Христос послал их по всему Израилю «проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк.9:1-3). Они ничего не должны были брать на дорогу: «ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, не иметь по две одежды» (Лк.9:3).
После их миссионерских путешествий Господь спросил их: «Имели ли вы в чём недостаток?» Они отвечали: «Ни в чём» (Лк. 22:35). Им было и где голову приклонить, и что поесть... Бог устраивал всё. Таким образом, физически Господь имел «где приклонить голову».
При отказе первому человеку Иисус сказал о лисицах и птицах небесных. Во всём Священном Писании лисицы упоминаются как орудие или результат физического и духовного разрушения, опустошения, разорения и уничтожения.
В книге Иезекииля 13:3-4 есть указание Божие о духовных «тружениках» Израиля – пророках. Господь даёт им определение, что они, «как лисицы в развалинах», что они «безумные пророки».
Господь Иисус назвал царя Ирода лисицей. Конечно же, это определение имеет только духовный смысл. Ирод хотел убить Иисуса.
Также слово Божие часто определяет опустошение, разорение и гибель, употребляя выражение «птицы небесные». Возьмём один лишь пример из множества –посеянное при дороге. Семя «упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (Лк.8:5).
Таким образом, Писание открывает истинное состояние первого человека, книжника, который вызвался идти за Иисусом. Его сердце было занято завистью, тщеславием, лицемерием, властолюбием, корыстолюбием. А одевать маску благочестия для книжников и фарисеев было обычным делом. Господь открывает этому книжнику его духовное состояние: в его сердце не было Ему места, не было даже где «приклонить голову».
Христос никогда не сказал подобного римским воинам, которые бичевали, а затем распинали Его, делили одежды Иисуса, бросая жребий. Иисус молился о них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Писание говорит, что Господь Иисус был распят иудеями, «руками беззаконных» (Деян. 2:23). Причина – зависть руководства Израиля, а книжники входили во власть Израиля. Господь также предупреждал слушавший Его народ остерегаться книжников.
Дух лицемерия поразил руководителей и начальствующих народа Божия того времени, и Христос отказывает одному из них, говорящему ложь: «Я пойду за Тобою, куда бы ты ни пошёл».
Дух лицемерия неотделим от духа лжи. Если человек лицемерит, значит ложь действует в нём. Человек несёт личную ответственность перед Богом за допущение сатане вложить в своё сердце лицемерить или лгать, как было сказано Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце своё...» (Деян.5:3).
При лицемерии человек становится не искренним. Исчезает истинная духовность. На место её встаёт лжедуховность, религиозное политиканство. Самое ужасное, что оскорблявшие Христа, злословящие, клеветавшие на Него и распявшие Его чужими руками первосвященники, фарисеи, книжники, со спокойным и удовлетворённым сердцем на следующий день вкушали Пасху.
Они ведь очень «заботились» о том, «чтобы можно было есть пасху», поэтому даже «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться» (Ин.18:28). Осквернённые «от подошвы ноги до темени головы» (Ис. 1:6), старались показывать внешнее благочестие. Они были уверены, что этим служат Богу.
Лицемерие может овладевать только теми, кто человеческое ставит выше Божьего. Обстоятельства, происходящие события, влияние большинства, влияние вышестоящих и тому подобное... Но отвечать перед Богом за свои дела нужно будет каждому.
Христос видел, что придет на Иерусалим через сорок лет, а всё священство Израиля видели только свои интересы. Их дети и их внуки проживут эти сорок лет, и будут пожинать страшный посев лицемерия отцов и дедов.
Лицемерие может овладеть каждым из нас. Оно даже нашлось и у самого апостола Петра, которому Господь дал ключи Царства Небесного. Лицемерие увлекло даже Варнаву, и если бы Дух Святой через апостола Павла не остановил лицемерие служителей Христовых, то церковь в Антиохии разрушилась бы.
Для нас эти события – предупреждение Господне: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой час Господь ваш придёт» (Мтф. 24:42).
Артём Дудин