Выберите язык

Язык / Language:

О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Луки 24:17

Пасхальные проповеди обычно посвящаются пасхальной радости. Вопреки этому обычаю, мы остановимся сегодня на одной из причин частой пасхальной печали. Проверим самих себя, возможно, что вопрос воскресшего Христа: «Отчего вы печальны?», относится и к нам.

Клеопа и его спутник были очевидцами смертной агонии Христа и Его погребения. С тяжелым сердцем покинули они столицу и направились к себе домой, в Еммаус. Их мысли все еще полностью были заняты столь неожиданно разыгравшейся Голгофской трагедией.

За неделю до этого жуткого потрясающего злодеяния оба они были свидетелями того, как великое множество народа восклицало: «Осанна Сыну Давидову!» Так просто и так торжественно вошел Учитель в Иерусалим.

Сердца многих Его последователей бились радостной надеждой скорого освобождения Палестины от Римского владычества... Увы! Иисус был внезапно схвачен, осужден и распят. Как могло это произойти? Располагая такой сверхъестественной силой, как Он позволил связать Себя и так жестоко расправиться с Собой?

И в то время как Клеопа и его спутник шли и печально рассуждали о произошедшим, они даже не заметили, как некто третий уже шел рядом с ними. Когда же они наконец обратили внимание на незнакомца, Он сочувственно и нежно спросил их: «О чем вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?»

Подобный вопрос показался ученикам весьма странным. Мы? Печальны? Но кто же, кроме врагов Иисуса, способен радоваться сегодня? «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» – удивленно спросили они Его. «О чем?» – переспросил их незнакомец. «Да о том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его...».

После томительной паузы Клеопа с глубокой душевной скорбью добавил: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...».

Этой последней фразой Клеопа обнажил свою душу, окутанную мраком безнадежного разочарования. Вера в восстановление трона Давидова была безнадежно разрушена. «Ибо уже третий день ныне, как все это произошло», – срок вполне достаточный для Клеопы, чтобы разобраться в обстоятельствах и возвратиться в Еммаус к прежнему своему образу жизни.

 

В светлое утро торжественного воскресения Христа из мертвых Клеопа и его спутник не испытывают известного нам чувства пасхальной радости. Они, не дождавшись трех дней, потеряли веру в возможное воскресение Христа из мертвых и безнадежно тонут в омуте печали.

К сожалению, случай с Клеопой не является исключительным. Повторение этого же опыта наблюдается среди многих христиан и в наши дни. Те из нас, чья вера в воскресшего Христа основана не на «камне» слова Божия, а на «песке» всяких человеческих предпосылок, народном быте или церковных обрядах, мало что знают о подлинной пасхальной радости.

Случай с Клеопой подтверждает тот неоспоримый факт, что для победы над неверием одного только традиционного празднования или формального верования недостаточно. Для торжественной веры христианину необходимо иметь познание пути Божьего спасения погибшего человечества. Такое познание, к сожалению, у Клеопы и его спутника отсутствовало, как отсутствует оно и у многих современных христиан.

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...» Надеялись? Надеялись на что? На осуществление своих национальных чаяний и планов? Ложная, распятая и погребенная надежда! Ибо Христос пришел на землю не для этого. Клеопа заблуждался, не зная Писания.

 

К сожалению, Клеопа не один. У Клеопы есть спутники. Этих безымянных спутников Клеопа имел во все века христианства, как имеет их и наш «атомный век». «А мы надеялись было...» – излюбленная фраза всех «клеоповцев», этих разочарованных во всем скептиков, все еще продолжающих безо всякого на то основания именовать себя христианами, как сказал Л. Н. Толстой: «Общество атеистическое выдает себя за христианское».

«А мы надеялись было, – заявляют современные клеоповцы, – что вселенская Церковь положит конец войнам, приведет человечество к счастью, к «золотому веку», что проповедь Евангелия исцелит все язвы общества, возродит к святой жизни все племена, но вот уже третье тысячелетие, а мир стал еще более развратным и преступным...»

Современные Клеопы переживают сегодня крушение своих ложных надежд, надежд, не имеющих в слове Божьем никакого основания. Нигде в Писании не сказано, например, что весь мир должен обратиться от проповеди Евангелия. Напротив, сказано, что «много будет званых, но мало из бранных...», «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их». Писание говорит также, что к концу веков мир уйдет от Бога еще дальше и еще больше развратится. «Наступят времена тяжкие, каких не было от начала...», и что «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого».

В чем нуждаются современные Клеопы? В личной духовной встрече с воскресшим Христом. Только Он, воскресший и вечно живущий, может вывести всякого кающегося грешника из тьмы неверия и печали, и ввести его в царство евангельского света и неподдельной пасхальной радости.

 

Никогда еще печальный тупик Клеопы не потрясал и не угнетал человечество так сильно и глубоко, как в наши «дни великого смятенья», когда захвачены и поколеблены уже не случайные группы людей, не отдельные классы, народы или страны, но потрясены буквально все цивилизованные обитатели планеты. Весь мир, все человечество вошло как бы в область надвигающейся на него великой скорби.

Многое можно было бы сказать и о церкви, которая тоже проходит сейчас чрез острый процесс отсева «чистого зерна» от попавших в нее диавольских «плевел».

Воскресший Христос помог Клеопе стать на путь личной и живой веры в Бога, в бессмертие человеческой души и в грядущую вечность. Встретив Клеопу опечаленным и без малейшего луча надежды, Христос отпустил его с огнем веры в душе, с неиссякаемым источником радости в сердце.

 

В переживаемую нами эпоху, в эту ночь греха, международной запутанности, беспомощности, растерянности и неразберихи, мы, верующие люди, не унываем. Мы знаем, что Христос воистину воскрес и грядет вскоре судить живых и мертвых.

Шаги Грядущего уже слышны. Они окрыляют наше бодрствование, освежают наше упование на скорую встречу с Ним и все земное, временное отводят на задний план. «Ей, гряди, Господи, Иисусе!»

П. И. Рогозин