Образ отца в обществе и культуре многих народов менялся в истории человечества в течение времени. Мы слышали такие слова – патриархат и матриархат. Роль отца колебалась от абсолютной власти до незначительной роли в жизни семьи.
Современное общество особым образом пытается убрать или уменьшить роль отца в воспитании детей и в его ответственности за семью. Бог определил Адаму ответственность за семью: заботу, защиту, добывание хлеба и многое другое.
Бог дал указание отцам Израиля об их роли и влиянии на своих детей. Об этом говорит Асаф в 77-м псалме. Это их особая задача – передача опыта и определенных знаний последующему поколению.
Там, где эта передача прекращалась, вырастало поколение, которое не знало Господа, и тогда народ вставал на путь служения идолам. Отцы не должны были скрывать от детей славу Бога, Его силу, чудеса, Его заповеди, дела и надежду на Него.
К сожалению, отцы Израиля не всегда справлялись с этой задачей. То же самое можно сказать и о многих отцах-христианах в настоящее время. Мы слишком заняты вопросами обеспечения семьи материальными благами, забывая о передаче духовного наследия. Поэтому так мало времени у современных отцов для общения со своими детьми.
Это вопрос приоритетов у отцов, их расписания и здорового баланса времени в личной жизни. Это время не может быть заменено матерью. Роль отца в воспитании мальчиков особенно важна.
Отцы Израиля должны были передать свой личный опыт упования на Бога, и его невозможно заменить каким-либо другим опытом. «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты сделал во дни их, во дни древние» (Пс.43:2). «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывал они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде» (Пс.21:5-7).
В Новом завете апостол Иоанн говорит, что отцы познали Сущего от начала, который называется «Безначальный». (1Ин. 2:13-14). Только познав Безначального, можно передать свой опыт познания Бога другому поколению. Дети нуждаются в отцах, которые имеют глубокую веру в Бога и личный опыт общения с Ним.
Недостаточно передавать традицию, внешние формы поклонения Богу или просто свою религиозность. Без познания Отца светов невозможно стать «отцом влияния» на своих детей.
Без благоговейного отношения к Богу невозможно воспитывать детей без раздражения и излишней придирчивости. Об этом пишет апостол Павел в своих посланиях: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4) «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:21).
Нужна духовная сила и мудрость в воспитании детей. Нужно терпение, сочетание милости и строгости, отцовское сердце, наполненное любовью.
Идеал Отца с большой буквы мы находим в образе Небесного Отца. Он несет свое утешение нам. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3-5).
Дети нуждаются в утешении, ободрении, хорошем слове поддержки, чувстве защищённости, когда рядом с ними их отец.
Отец Небесный – благословляющий Отец. У него есть благословение для своих детей. Мы иногда скупы на благословение детей. Он «Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф.1:3).
Он любящий нас Отец и Его любовь не слепа к нам. Он допускает наказание в нашей жизни – и это признак его отцовской любви. Сегодня немодно дисциплинировать детей. Общество считает, что любовь к детям должна выражаться в неограниченной свободе, которая представляется им.
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6-8).
Свобода, неправильно использованная детьми, часто приводит их к состоянию полного духовного банкротства, но и тогда отец не перестает их любить и продолжает ждать, как и Отец Небесный ждёт возвращения своего блудного сына.
В этом величие нашего Небесного Отца: Он любит, прощает и ждет возвращения. Блудный сын «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук. 15.20).
Во времена Ветхого Завета существовала проблема непонимания между отцами и детьми. Эта проблема существует и сегодня. Для многих отцов существуют барьеры, которые нужно преодолеть, – это языковый барьер, культурный, технологический, духовный барьер, и многие другие барьеры.
Пророк Малахия говорит, что перед наступлением дня Господня пророк Илия «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал.4:5,6) Это картина времени взаимопонимания между различными поколениями. Нам нужно делать всё, чтобы мы в единстве поколений могли служить Господу сегодня, преодолевая различные барьеры.
Для тех, кто не имеет сегодня земных отцов в своей жизни, не имеют отцовского влияния и заботы, – помните, вы имеете Небесного Отца, который любит нас и прощает. Дух Святой дает нам дерзновение обращаться к нему со словами: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:14-17).
Президент ТОЦ ЕХБ, Иван Милеев