«Некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника; они же, схвативши его, били и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием. И опять иного послал; и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем убьем его, и наследство будет наше. И схвативши его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего Писания: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мрк.12:111).
В этой притче Господь Иисус Христос показал состояние израильского народа того времени. Начальники Израиля хорошо поняли эту притчу; поняли, но не приняли. Об этом ясно говорит последующий стих: «... и старались схватить Его (Христа), но побоялись народа».
Это как раз то, что и в наше время делают люди. Услышав обличение грехов и призыв Христа к покаянию, люди понимают, что речь идет о них, и... отходят. «Послушаем тебя в другое время», – так сказали афиняне в ответ на свидетельство апостола Павла о Христе.
Бог через пророка Исаию говорил: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 28:6).
Знали ли это пророчество старейшины Израиля? Конечно знали. А тем, кто забыл, Христос в притче о нем напомнил. Почему же они не увидели в Христе этот камень, о котором говорили псалмопевец и пророк Исаия? Они были ослеплены гордостью и властью. Гордость и властолюбие всегда ослепляют и ожесточают человека.
Великие диктаторы не были жестокими, когда не были у власти. Власть портит характер человека, за небольшим исключением. Авраам Линкольн, к примеру, став главой государства, сохранил свою доброту и скромность, потому что он был истинным христианином.
Старейшины Израиля, ослепленные гордостью и властью, не могли допустить, чтобы плотник из Назарета претендовал на наследие царского трона и говорил от имени Бога Отца.
Историки рассказывают об Александре Македонском, как он, возвращаясь со своей армией из Индии, подошел к Иерусалиму и взял город без сопротивления.
Навстречу великому завоевателю вышли священники и старейшины Израиля. И вдруг Александр поклонился впереди стоящему бородатому еврею. Это удивило приближенных полководца, и на вопрос адъютанта, почему он это сделал, Александр ответил: «Я вспомнил, как в детстве мне приснилась вся эта картина, и я видел этого старика, который сказал, что Бог отдаст мне власть над всем миром».
Ради власти Александр Македонский поклонился старому еврею, и это, в свою очередь, было приятно старейшинам, вышедшим встречать великого завоевателя.
Христос не кланялся перед старейшинами Израиля; наоборот, Он обличил их лицемерие, и это ожесточило их против Христа. Христос пришел не в чужой, а в свой виноградник, и Его, как и наследника того виноградника, убили, что Он и предсказал в притче.
Ожесточение – страшное зло. Ожесточенный человек делается слепым и не видит правды. Виноградари не посчитались даже с сыном хозяина виноградника, хотя знали, что за преступление им придется нести наказание.
Сегодня мы знаем, что Господний виноградник – не Израиль, а весь мир. Палестина сегодня, как и весь мир, – безбожная страна. Евреи закон нарушают, субботу не исполняют; умножается разврат; свободу религии оградили своими ограничениями; но отверженный ими камень стал главою угла в дивном строении, имя которому Церковь Иисуса Христа.
Распятый на Голгофском кресте Наследник этого виноградника воскрес как Победитель над адом и смертью.
На первых шагах свидетельства о воскресшем Иисусе Христе Пётр, некогда отрекшийся от Него, мог смело заявить перед старейшинами Израиля: «Да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых.
Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но соделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:1012).
Какая смелость, какая отвага нужна была апостолу Петру, чтобы сказать эти слова власть имущим старейшинам Израиля! Это мужество и смелость он получил в результате исполнения Святым Духом, как записано в Деяниях 4:8: «Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: вы распяли Христа»! А позднее в соборном послании церквам апостол Петр свидетельствует: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет.1:3)
Дух Божий и сегодня возрождает кающихся грешников к новой жизни.
Ученики Христа возрадовались, увидев Его воскресшего. Он стал для них «драгоценным камнем краеугольным и крепко утвержденным».
Русские люди назвали первый день недели воскресеньем. «Это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мрк. 12:14), в очах тех, кто уверовал в Христа воскресшего как своего Спасителя.
Христос казал: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла... и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадёт, того раздавит» (Мтф. 21:4244). Для одних этот краеугольный камень стал главной опорой жизни. Для других он будет всесокрушающей силой, против которой не устоит никто из противников Христа.
В этом и есть величайшая драгоценность того камня, в котором нам показан наш Спаситель Христос. Ему слава вовеки!
Николай Водневский