Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Ин.4:24
Мир, в котором мы живем – это храм Всемогущего Бога. Во вселенной «все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36). Псалмопевец Давид восклицает: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс.89:3). Он вечен, не ограничен ни временем, ни пространством, «разум Его неисследим» (Ис.40:28).
Творец миров вездесущ, присутствует во всех местах одновременно, все Собою наполняет, объемлет, созидает. Он непостижим разумом, но ощутим внутри каждого из нас. «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» (Деян.7:47,49). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим.11:33). В такого Бога мы верим и поклоняемся Ему.
Вопрос о поклонении Богу занимает в Библии немаловажную роль.
В Ветхом Завете словo «поклонение» употребляется 127 раз, а в Новом Завете об этом упомянуто 71 раз. Невозможно доказать не возрожденному свыше истину о том, что наше служение перед Богом – это служение духа. Это равносильно стараться описать слепому человеку последние лучи золотого заката на голубом небосклоне, погружающему землю в таинственную ночь.
О поклонении Богу «надобно судить духовно», т. е. быть духовным человеком. Истинные дети Божии понимают, что такое поклонение Творцу вселенной. «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12). Писание говорит, что «мы имеем ум Христов», поэтому к вопросу поклонения Творцу миров смотрим через призму слова Божия.
Поклонение – это почитание, проявление особого уважения, доказательство преданности, а также преклонение, низко склонить голову. Так люди этого мира пытаются отдать дань перед вышестоящим человеком. Уровень чести общества зависит от уровня уважения друг друга. Но христиане вопрос поклонения воспринимают намного шире, чем общество высокообразованных людей.
Кроме поклонения по вертикали, между людьми есть поклонение по горизонтали. В псалме 94:6 говорится: «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени перед лицом Господа, Творца нашего».
Из всех мест Священного Писания слово «поклонение» характеризует благоговение, полное смирение, сердечное умиление и глубочайшее почтение. Это ощущение благости Божией, осознание величия Творца, священный трепет; страх, чтущий Бога, радостное чувство причастности Христу, чистосердечная благодарность.
Истинное поклонение – это поклонение Богу в духе и истине, и оно охватывает различные формы, включая личные отношения со Христом, служение в церкви, изучение Священного Писания, пение, молитву, святое житие, благотворительность и другие сферы. Во всех сферах нашей жизни должен быть явлен Христос.
Наш Бог святой и при всем этом Он позволяет нам приближаться к Нему. Он дает нам право приходить в Его присутствие и поклоняться перед престолом благодати.
В Ветхом Завете праведники падали перед Богом ниц и закрывали лицо. К Моисею «воззвал Бог из среды куста. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» Господь сказал: «Моисей, Моисей! Не подходи сюда» (Исх.3:3,4, 6).
Мы часто забываем, что требование Бога не изменилось, когда мы поклоняемся Ему. Порою, не задумываясь, христиане приходят к всеведущему Богу налегке. Все Тот же глас предупреждает: не подходи ко Мне, как бы ты подходил к любому человеку, не подходи ко Мне в спешке необдуманных решений, не приближайся не освятившись.
«И сказал Бог: сними обувь с ног твоих…» (Исх.3:5). Слово «сними» представляет многоразличное толкование: оставь земное представление о служении, оставь свой взгляд на поклонение, отбрось все, с чем ты «входил» и «выходил» в этот мир, не вступай на святое место в обуви этого мира.
Чтобы войти в присутствие Царя царей и Господа господствующих: нужно «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:2224).
Отложить, обновиться, облечься – это ступени благочестивого поклонения Богу в духе и истине. Нужно отойти от образа «египетского» мышления, которое мешает и удаляет от истинного богопочитания.
Если Бог есть дух, то и дары Богу должны быть дарами духовными. Служащие Богу должны «как живые камни, устроять из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Птр.2:5). Это означает, что поклонение должно исходить из сердца, а не только из уст.
Оно должно быть основано на истине о том, кем является Бог. Оно должно быть зажжено Духом Святым. Христос сказал, что Дух Святой, которого пошлет Отец Небесный, будет свидетельствовать обо Мне. Апостол Павел говорит: «Исполняйтесь Духом». Только те, кто ожил для новой жизни силой Святого Духа, могут по-настоящему поклоняться Богу.
Греческое слово «проскунео», обозначающее поклонение, представляет собой акт любви, почтения и смиренного подчинение своей воли Христу. Апостол Павел призывает святых в Риме: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим» (Рим.12:1,2).
Разумное служение можно истолковать как духовное служение во славу Христа. Не позволяйте окружающему миру помещать вас в свои стандарты. У христиан другой статус перед лицом Всевышнего Бога. Он сотворил нас для Своей славы и назидания друг друга «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18,19).
Наши славословия и песнопения должны быть духовными по содержанию и сохранять дух преемственности братства. Духовная музыка и пение способны оживотворить дух и затронуть струны сердца, чтобы поклониться Богу в духе. Поклонение – это акт смиренного и благочестивого предстояния в служении Вседержителю неба и земли. Поклонение начинается с трепета и заканчивается радостной хвалой Бога в нашем духе и на устах.
Мы поклоняемся «в духе» через радостное чувство причастности Христу, глубочайшее почтение голгофского подвига Христа, от сердца, исполненного любви к Богу. Мы поклоняемся в истине, когда наши взгляды, слова и поступки соответствуют Писанию.
Какой бы блестящей, трогательной или запоминающейся ни была музыка, если слова не говорят о Христе, если нет в них богословия, мы не имеем права ее петь. Христианские гимны связывают нас с прошлым, назидают души в настоящее время, вводят в общение с событиями грядущего царства Христа. Они защищают нас от проникновения стихий этого мира в среду святых, обнаруживают хитрое искусство обольщения от диавола.
Наступит благословенный день для всех святых, когда вместе с ангельским миром мы громко воскликнем: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть» (Откр.4:8). «Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» (Откр.19:1).
А ты, дорогой друг, будешь ли в этом бесчисленном хоре?
Александр Стовбырь