Во втором Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о некоем даре и служении святым. Он печется о том, чтобы христиане Иерусалимской церкви, которые находятся в крайнем недостатке, были поддерживаемы прочими церквами, в которых апостол Павел уже проповедовал, и где верующие были готовы откликнуться и помочь этим нуждающимся христианам.
Это послание содержит ряд вдохновляющих истин, которые призывают жертвовать с радостью, при этом апостол Павел мудро предупреждает коринфян, что «кто скупо сеет, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).
Эта незыблемая истина была также выражена Соломоном за тысячу лет до этого: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков своих, и наполнятся житницы твои до избытка» (Пр. 3:9–10). И Сам Христос также сказал: «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною… и переполненною отсыплют вам» (Лк. 6:38).
Для апостола Павла очень важной является тема доказательства того, что верующий христианин не может состояться как верующий, если он не готов жертвовать для другого (неважно чем – жизнью, талантами, материально или молитвой).
Это учение проистекает из следующих важных положений, о чем апостол очень хорошо сказал: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились…» (2 Кор. 8:9).
Эти слова говорят о том, что само по себе спасение есть дар милосердия. То есть Бог не по каким-то вынужденным причинам приходит и спасает человека. Человечество не может ничего сделать такого, что могло бы вынудить Бога проявить благость и могущество, и заставило бы Его спасти человека.
Бог просто любит человека, и поэтому ради любви к нему приходит, воплощается, побеждает на кресте, пригвождает вечную смерть и спасает его. Он и обнищал по любви к человеку, но, с другой стороны, ведь сам Христос говорит: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34), т. е. иди тем путем, который прошел Христос.
И для верующего человека, в общем то, всегда становится понятным, что если спасение есть дар милосердия, то и принять его человек может сердцем своим только в том случае, если его сердце этим милосердием раскроется. По-другому сердце будет подобно крепко запертым железным вратам, в которые не войдет этот дар.
А как это сделать? В данном случае апостол Павел утверждает и убеждает нас в очень важной мысли о том, что это можно сделать, только начав путь готовности жертвовать собой.
Большей частью мы злы, мы жадные. И оторвать от себя хоть что-то нам так трудно, это уже из области аскетических подвигов, и очень важно потрудиться над размягчением своего сердца, сделать его действительно милующим, способным отдать без сожаления, а это целый труд!
Но с чего-то надо начинать. Подобно тому как нельзя, например, захотев подняться на вершину горы, во мгновение ока просто какими-то средствами перенести себя туда за макушку и сказать, что я покорил ту гору, точно так же нельзя и сразу стяжать милосердие. Нужно подниматься по ступенькам, и первая ступенька – это дела, дела веры, о которых говорит апостол Павел.
Действительно, жизненный опыт показывает, что никто и никогда ещё не разорился из-за своей щедрости. В этом некое таинственное правило. Чем более жаден и скуп человек, тем меньше ему хватает. И напротив, чем более щедр человек, тем более он в довольстве — не одним, так другим. Щедрых любит Бог, их любят и люди. Щедрость — как бы аромат любви.
Наша щедрость привлекает к нам Божье благословение: «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» (Прит. 22:8).
Если вы посмотрите, то просьба о сборе пожертвований апостол Павел начинает с обращения «братья». Попробуйте найти главы, которые бы начинались именно с этих слов! Очень сложно. Почему? Потому что здесь апостолу очень важно показать, что он к ним обращается как к братьям своим, по духу родным.
Можно сказать, что апостол Павел пропел здесь гимн щедрости. Однако, будучи мудрым учителем и опытным пастырем, он прекрасно знает, что щедрость, как и веру, и любовь невозможно вызвать в себе произвольно. Поэтому он не призывает к спонтанному легкомыслию в этом деле, но делает оговорку: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор. 9:7).
Как в семье, допустим, если вы придете к брату и скажете: «Брат, твоему другому брату из нашей семьи тяжело, помоги!», — да кто откажет?! Тут не надо даже объяснять, что надо помочь. Брат, помоги другому брату. Тут то же самое. Павел говорит: «Ваши братья испытывают сейчас крайнюю нужду просто чтобы существовать. Помогите им».
Но как можно не помочь?! А если ты не поможешь, если ты не дашь, то тогда получается, что ты и не брат никакой. А если они христиане, то ты тогда не христианин. А чем ты тогда занимаешься? Тем, что развлекаешь себя мыслями о Боге? Теорией? Но «вера без дел мертва» (Иак. 2:17) – лучше и не скажешь.
То есть мы возвращаемся к главной заповеди: «возлюби Господа Бога твоего… вторая же подобная ей: ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Невидимого Бога полюбить сложно, и Господь дает вторую заповедь для того, чтобы человек деятельно проявил любовь к ближнему, тем самым показав, как это бывает – любовь к Богу.
В человеке должно прежде созреть искреннее решение, чтобы затем проявиться в свободном поступке. Недаром апостол в Послании к Римлянам называет щедрость «харизмой», доступной не каждому: поскольку мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (то есть харизмы), то если ты «раздаватель, раздавай в простоте; благотворитель, благотвори с радушием» (Рим. 12: 8).
Да, это действительно так: не каждый может учить, не каждый пророчествовать, не всем дано управлять церковью, не все способны к подвигам самоотречения, не все могут и щедро благотворить.
В идеале учение Христово к чему приводит человека? К тому, что человек любит всех. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Но к идеалу же нужно подойти. Причем, если ты не будешь готов этот идеал в себя вместить, спасешься ты или нет? Опять же – вопрос.
Да как до такой любви дойти, если сидеть сложа руки и думать, что я узнал какое-то богословие и мне этого достаточно для того, чтобы спастись. Иди и делай дела – дела веры! Сердце свое распаши для того, чтобы туда упали семена благодатные и дали свой плод.
Важно понять, что апостол предлагает нам как бы практическую технологию сбора пожертвований, т. е. не обращается к чувству сентиментальности, жалости или романтического сострадания, на которые давят сборщики пожертвований, например, для больных детей. Он говорит, что это насущное дело нашего христианства.
Апостол Павел, проговаривая эту технологию, свидетельствует нам, что на самом деле это очень просто. Просто пожертвовать на дело Божье, на труд для проповеди Евангелия, на устройство церкви, на нужды бедных. В этом нет для нас никакого препятствия. Начни с малого – и ты увидишь, что Господь с тобой.
Поскольку это есть слово Божие, это ведь не просто мысли апостола Павла как гениального человека или какого-то ученого-теоретика, нет. Если мы считаем, что это есть слово живого Бога, то это откровение Божие, это Бог на понятном для нас языке просто объясняет, что нам нужно делать для дел милосердия, для доказательства своей любви как производной нашей веры, нашего спасения во Христе.
То есть это не то, что мы бы назвали «маркетинговый ход» или даже вымогательство, или сентиментальные аргументы: «ну, посмотрите же, подайте же, умилостивитесь», здесь нет давления на чувство. Здесь прямой, очень честный, доверительный и искренний разговор с искренними людьми. Он не стремится кого-то разжалобить.
«Итак, перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами» (2Kор. 8:24).
И мы, дорогие читатели газеты «Наши дни», справедливо хвалимся вами. Сегодня у нас очень прямой призыв о помощи в деле распространения газеты, но ведь и у апостола написано все очень прямо, конкретно и жизненно, без экивоков.
Собственно, мы и предприняли это чтение и толкование послания апостола не с тем, чтобы это было приятным чтением, развлечением духовным, утешающим и убаюкивающим, а с тем, чтобы мы осознавали, что каждое наше действие в нашей кратковременной жизни может иметь спасительное значение не только для нас самих, но и для гибнущих людей.
На данный момент в связи с известными военными событиями значительно снизилось количество подписчиков и поступлений средств на издание и рассылку газету. Газета издается с 1966 года и имеет читателей в 50 странах; причем есть читатели, которым доступно только чтение, и нет других источников духовного хлеба, есть которые находятся в заключении, и даже на пожизненном, есть также много свидетельств об обращении к Богу неверующих людей через чтение этой благовествующей о Господе газеты.
Стоимость подписки на газету только частично покрывает печать и рассылку по адресам, всегда находились те, кто жертвовал дополнительно на это благое дело, однако сейчас имеется критический недостаток средств на издание газеты.
Возможно, ваше сердце будет расположено стать доброхотно дающим на это важное и благое дело проповеди Евангелия по всему миру, которое повелел делать своим ученикам Сам Христос.
Б. И.