Каков наш дух, таков и язык наш.
Жизнь одуванчика в его корнях. Дети обрывают его цветы, но пока существуют корни, он вырастает снова. В детстве одной из моих обязанностей была прополка лужайки перед домом. Отец всегда говорил: «Одуванчики вырывай с корнем».
У человеческой речи и у одуванчиков есть нечто общее — это корни. Те из нас, кто, стараясь избавиться от грехов речи, обрывают, так сказать, только вершки и вскоре убеждаются, что корни остались прежними.
Недостатки нашей речи коренятся в сердце, ибо язык есть средство духовного выражения. Корни нашей речи – это состояние нашей души. Язык просто выражает то, что происходит внутри нас.
Когда мы с женой были ещё женихом и невестой, мы часто проводили время с ещё какой-нибудь парой наших друзей. Однажды, возвращаясь домой с баскетбольного матча, мы услышали позади себя серенаду.
Мой друг, сидевший сзади со своей девушкой, был знаменитым баскетболистом, звездой нашей университетской команды. Его подруга была самой красивой девушкой на факультете. И этот атлет вдруг запел сентиментальную арию! Обычно он никогда этого не делал, но в эту минуту его сердце переполнилось любовью, и он не мог не запеть.
Все слова человека исходят из его сердца. Слова некоторых людей бывают поверхностными: пустая лесть, проповеди, идущие не от сердца; слова, произносимые только ради соблюдения ритуала; пение гимнов без понимания их смысла. Но и эти слова исходят из сердца — из бесчувственного сердца.
О том, что все слова человека исходят из его сердца, говорил Иисус Христос: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познаётся по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мтф. 12:33-37).
Эти слова были произнесены Христом в тот момент Его миссии, когда фарисеи заявили по поводу совершённых Им чудес: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского». Христос ответил им на это, что слова их отражают их злое сердце.
Наши слова до такой степени точно отражают наше духовное состояние, что, согласно Христу, они будут служить основанием для Его суда над нами. Мы будем отвечать за наши речи не потому, что Христос «придирается к словам», а потому, что слова выражают наше истинное духовное состояние.
Апостол Павел писал об этом так: «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного.
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают, яд аспидов на губах их, уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:10-18).
Павел указывает на их язык, как на выражение их внутренней пустоты. Роль, которую отводит Павел нашим речам в этих словах, поражает своей важностью. Ничто так не помогает нам выявлять внутреннее зло, как язык.
Грешные речи исходят из грешного сердца. «Гортань их – открытый гроб», – говорит апостол Павел, и эти слова очень образны. Из открытых гробов – запах смерти.
Как-то мои друзья, врачи, объяснили мне, что некоторые болезни сопровождаются ужасным запахом изо рта. То же самое происходит и с грехом. Наш рот выдыхает его, наш язык сеет его, он омертвляет наши губы.
Помню, как я когда-то нагрубил воспитательнице в детском саду. Не помню уже, в чём там было дело, но я сказал ей «заткнись». Затем я встал, вышел из комнаты и отправился домой. Подойдя к дому, я увидел во дворе маму. И тут я замер. Что я скажу ей?
У меня было три выхода: объясниться с воспитательницей, с мамой или вообще убежать из дому, остаться одному в этом жестоком мире. Я выбрал из трёх зол меньшее и вернулся в детский сад.
Воспитательница встретила меня у входа, взяла за руку, повела меня в туалет и вымыла мне рот с мылом. Это был настоящий урок. Но, честно говоря, мне нужно было вымыть не только рот, мне нужно было вымыть сердце. Я был пятилетним ребёнком, но моя душа выглянула из моего рта.
Апостол Иаков называл язык «удилами, рулём и огнём». Все эти предметы – средства, служащие главной цели. Ездок правит лошадьми, кормчий ведёт корабль, огонь рождается от вспышки. Так же и язык наш марширует словно под барабанный бой, повинуясь ритму наших сердец.
Тот факт, что язык выявляет наше внутреннее «я», может ставить нас в неловкое положение. Он высовывается, как краешек белья из-под нарядной юбки. Мы приглажены и прилизаны снаружи; но стоит нам открыть рот, и сразу ясно, кто мы. Некоторые из нас даже не отдают себе в этом отчёта!
Если бы мы знали, мы бы попытались как-то предотвратить это. Но, с другой стороны, что мы можем сделать? Мы можем просто замолчать. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Прит. 17:28). Но не можем же мы молчать вечно.
Сдерживать таким способом свой язык — всё равно, что сжимать челюсти, чтобы не есть, если хочешь похудеть. Как временная мера это помогает; но стоит нам разжать их, как мы снова полнеем, если продолжаем питаться как раньше.
Чтобы похудеть, недостаточно держать рот закрытым. Необходима внутренняя перемена. То же самое относится и к нашей речи. Молчание – золото, но изменить свою манеру говорить, просто перестав разговаривать, нельзя.
Писание, говоря о человеческом языке, о нашей речи, постоянно подчёркивает, что греховные речи — прямое следствие и отражение духовного состояния. Только глубокое исследование состояния нашего сердца может помочь нам изменить нашу речь. Причины словесных грехов трудно чётко различить; но в целом они порождены такими грехами, как гордыня, гнев и страх.
Джосеф Стоуэел