Много лет назад, когда после окончания войны я жил в Мюнхене, мне довелось услышать замечательный хор русской евангельской церкви под управлением Петра Рея. Припев одного гимна глубоко запал в мое сердце. Я и теперь отчетливо слышу те басы:
Где жнецы? Где?
Кто готов?
Кто хочет на праздник житницы прийти?
Недавно, перечитывая Книгу Руфь, в моих ушах снова зазвучали слова этого гимна: «Где жнецы? Где?»
Читая Книгу Руфь, нельзя не заметить три удивительных прообраза: Вооз – прообраз Иисуса Христа, Руфь – прообраз Его Церкви, Ноеминь – прообраз Духа Святого. Эта книга одна из самых трогательных книг Ветхого Завета. Нас восхищает трудолюбие, постоянство и послушание Руфи.
«Была она со служанками Воозовыми и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей» (Руфь 2:23).
Ноеминь, свекровь Руфи, была хорошей наставницей, а Руфь, следуя совету своей свекрови, делала то, что велел ей Вооз, делала без принуждения, заботясь о своем будущем.
Не говорит ли это о тех обязанностях, которые Христос возложил на Своих последователей: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19). Другими словами, идите... и Я с вами, а если не пойдете, Меня с вами не будет.
Церковь, которая утратила миссионерский дух, которая окружила себя глухими высокими стенами, превратившись в синагогу, не может рассчитывать на Божие благословение.
Не хочется бередить раны и вспоминать о «миссионерской деятельности» государственной церкви на Руси. Исполнение обрядов, отправление культов да атаки на сектантов – дальше этого церковь не шла. И потому нас не должно удивлять то крушение, которое допустил долготерпеливый Господь в 1917 году.
Допустимо ли после этого: «Я буду с вами»? Конечно нет. Господь верен в Своих обещаниях, когда Его Церковь, подобно Руфи, ревностно собирает на ниве поспевшие колосья.
Мир, в котором мы живем, – огромная нива. Нива эта давно созрела и ожидает жнецов, а их так мало. Очень мало! Проходили столетия, а никто даже и подумать не хотел о миллионах киргизов, татар, узбеков, калмыков – о соседях большой России. Никто не подумал дать им Евангелие на родном языке. А ведь эти колосья – наши братья и сестры по Адаму. Эти колосья затоптаны сатаной, заражены всевозможными лжеучениями. Они осыпаются, и драгоценные зерна клюет воронье.
На такое поле нужны жнецы, и посылать их должна церковь. Если церковь не будет заниматься миссионерским служением, она перестанет быть церковью в истинном значении этого слова.
Христос сказал: «идите» к людям, не знающим пути к спасению. Идите со словом Божьим в самые отдаленные уголки, куда еще не проникал свет Евангелия.
К сожалению, многие евангельские церкви забывают о своих обязанностях собирать рассыпанные колосья, искать потерянные. Они не ценят эти колоски, не дорожат ими, они забыли о них, хотя они могут жить не в соседней республике, а совсем рядом.
Как земледелец ценит каждый колос, ведь в него вложен большой труд, так и Господь Иисус Христос ценит каждую душу, потому что ради ее спасения Он оставил славу небес и пришел в этот мир. На земле Он принял муки на Голгофе, пролил ради нашего спасения Свою невинную кровь.
Да, в религиях этого мира много фальши и лицемерия, но трудолюбивая Руфь, истинная Церковь Христа, продолжает сегодня сбор колосьев, предназначенных Богом ко спасению. Эта церковь немногочисленна, но она трудится и громко взывает: «Адам, где ты?»
Нелегко в наше застойное для Церкви Христа время работать на вытоптанном и выгоревшем поле. Но как Вооз заботился о Руфи, так Христос заботится о Своей Церкви. Он не дал ей умереть даже в самое страшное время. Врата ада ее не одолели. Он заботился о ней, и око Его над нею.
Вооз сказал Руфи: «Когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои». Так Христос говорит сегодня Своей Церкви: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Руфь собирала колосья и ела со стола Вооза. Истинная Церковь Христа питается живым хлебом с небес, словом Божьим, а не преданиями человеческими.
Слуги Вооза – это прообраз отдельных членов церкви. Они все служат одной цели, не мешая один другому. Поле велико, работы много, а время благодати Божией подходит к концу.
Беда в том, что некоторые слуги обленились и видят в работе для Господа своего рода должность, громкое звание. Такие слуги вместо того чтобы выйти собирать колосья, пока не кончилась жатва, сражаются за портфели. Такие слуги Господу не нужны.
Принять участие в жизни Христовой церкви может каждый в соответствии своему дару. Если я не могу проповедовать, помогу тому, кто может, а не наоборот – если я не могу, то и тому, кто может, не буду помогать.
В Книге Руфь повествуется о том, как Ноеминь готовила Руфь к встрече с Воозом. Этому же самому учит сегодня Дух Святой Свою Церковь, готовя ее к встрече с Иисусом Христом.
Ноеминь сказала Руфи: «Умойся! Помажь себя! Оденься!» Не то ли самое нужно и нам, членам Его Церкви, сегодня? Пришествие Христа близко. Его шаги слышатся все ясней и отчетливей. Готовы ли мы кo встрече с Ним?
И нам необходимо омыться от согрешений наших. И нам необходимо духовное помазание, без которого немыслимо благословение в труде Господнем. И нам необходимо одеться, и не в одежду самоправедности или ложной святости, а в одежду праведности Христа. В Нем наше укрытие, наша сила и наше радостное будущее.
Николай Водневский