«А Мария стояла у гроба и плакала» (Иоан.20:11).
Евангелие от Иоанна, двадцатая глава, довольно подробно повествует нам о явлении воскресшего Христа Марии, а потом Своим ученикам. Но здесь возникает вопрос: чем объяснить, что после воскресения Христос впервые явился не Иоанну, ученику, которого любил особой любовью (Иоан.13:23), не Своей убитой горем матери и никому другому, а именно Марии (Иоан.20:1-18)?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, вспомним о событиях последней недели. Мария пришла в Иерусалим вместе с другими женщинами и учениками из Галилеи. Она, как и другие, надеялась, что в Иерусалиме Христос воцарится и таким образом освободит народ от римского ига.
Надежда Марии начала сбываться – Иисус вошел в Иерусалим как Царь-Победитель. Она слышала ликующее пение народа: «Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Радость наполняла сердце Марии, она ликовала.
Прошло четыре дня. Мария видит Христа распятого между двумя разбойниками, избитого его врагами до неузнаваемости. Она стояла невдалеке от креста с другими женщинами и матерью Иисуса и всматривалась в измученное, измождённое Его лицо. Вряд ли она знала, что здесь сбылось пророческое слово об Иисусе, сказанное через пророка Исаию: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – сколь был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих» (Ис. 52:14). (Паче – более)
Руки, которые благословляли народ и накормили пятью хлебами несколько тысяч человек, теперь прибиты гвоздями к кресту. Ноги, на которые Мария вылила ароматы, омывала их слезами и отирала волосами головы своей, – прибиты гвоздями к древу. Уста, которые возвещали людям глаголы вечной жизни и принесли сердцу Марии мир и радость, – запеклись от жажды, и никто не может смочить их холодной водой.
Мария видела, что очи Иисуса были залиты кровью, истекавшей из головы, израненной колючками терния. Его сердце, полное любви ко всем людям, – пронизано копьём.
Эту ужасную картину Мария видела два дня тому назад на Голгофе. Она слышала также вопль Иисуса, обращенный к Небесному Отцу: «Или, Или! Лама савахфани, то есть: Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил»? (Здесь Иисус Христос единственный раз назвал Небесного Отца Богом)
Шесть часов висел Иисус Христос на гвоздях, мучимый жаждой и в ужасном физическом страдании. Он истекал кровью до последнего дыхания.
Мария видела, как Иосиф и Никодим с трудом вытащили гвозди из рук и ног Иисуса, сняли Его с креста, помазали Его душистой смирной, обвили плащаницей и положили в гроб, высеченный в скале. Мария видела, как к гробу был привален большой камень, а позднее солдаты закрепили его печатью. Такой трагичный итог триумфального шествия Христа в Иерусалиме.
Надежда Марии и других друзей Иисуса – рухнула. Душа ее окуталась горечью; там была тёмная ночь. Мария не могла спать, её мучила человеческая несправедливость и жестокость. Она ждала рассвета, окончания субботнего дня и, не дождавшись, «когда было ещё темно» поспешно пошла к гробу, чтобы последний раз помазать тело Иисуса миром. В пути одна дума лежала на её сердце: «Кто отвалит камень?» Но когда подошла к могиле, она увидела, что камень уже отвален от гроба. Она вошла в гробницу, но Учителя там не оказалось. Значит, украли Его тело!
Мария прибежала к ученикам с вестью: «Унесли Господа из гроба»! Ученики Пётр и Иоанн, услышав эту весть, побежали к гробу, и Мария с ними.
Ученики, убедившись, что гроб пустой, ушли. А Мария? Она не ушла от гроба. «А Мария стояла у гроба и плакала», как плачут у могилы горячо любимого и близкого человека. Ей некуда уйти… Кто может её утешить в таком горе?
Мария решила ещё раз заглянуть на то место, где был похоронен Учитель. Она наклонилась и увидела двух ангелов. Они говорят ей: «Жена! Что ты плачешь?» – Унесли моего Господа, и не знаю, где положили Его…»
Блаженна ты, Мария, что назвала Христа своим Господом. А Господь, видя глубокую скорбь этой женщины, Сам пришёл её утешить.
Марии показалось, что кто-то стоит возле неё. Оглянулась. На самом деле, стоит человек. Она думала: это садовник. Он говорит ей: «Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?» Мария говорит: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
Вы слышите эти три слова: «Я возьму Его…». Мёртвого возьму, несмотря на еврейский закон не прикасаться к мёртвому и хоронить его как можно скорее, даже если он родной и близкий. Мария же готова взять тело того Человека, который умер ещё в пятницу. Так могут говорить только люди, охваченные великой любовью.
И Мария тут же услышала голос Иисуса, назвавшего её по имени: «Мария!» Кто может представить радость Марии? Она нашла Господа не мёртвого, а живого. Всё её существо трепетало от восторга. С какой радостью она бежала к ученикам, чтобы сообщить им радостную весть: «Учитель жив. Я Его видела! Он говорил со мной»!
Таким образом Мария стала первой благовестницей радостного воскресения. Она удостоилась слышать великие слова из уст воскресшего Христа, что отныне Его Небесный Отец является и нашим Отцом (Иоан. 20:17).
Пётр и Иоанн не видели даже ангелов, а Мария первая удостоилась увидеть воскресшего Христа. Чем это объяснить? Любовь – любви открывается. Бог ценит больше всего нашу любовь к Нему. Любовь Марии к Господу была наивысшей пробы.
Вспомним слова Христа, сказанные Им после того, как Мария вылила ароматы на Его ноги и омыла их слезами: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» – эти слова Иисус сказал фарисею по имени Симон. Марии же сказал: «Прощаются тебе грехи» (Лук.7:47,48).
Здесь мы находим ответ на вопрос: почему Мария первая увидела Христа воскресшего и стала первой благовестницей Его воскресения.
Вспомним встречу Петра с воскресшим Христом на берегу Тивериадского моря (Иоан.21). Христос не спросил Петра: «Веришь ли теперь, что Я – Мессия?» Христос спросил трижды Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?»
Верить – это одно, любить – другое. Любовь к Господу не может заменить ничто. Только после того, когда Пётр ответил: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», Христос поручил ему великое дело: «Паси овец Моих».
Быть истинным пастырем сопровождено с великой жертвой и если не будет истинной любви к Господу и Его делу, благословения не будет. Пример Марии нам открывает, что Господь больше всех подвигов и дел ценит любовь к Нему искупленных Его детей.
Об этом говорят и первые пять стихов 2-й главы книги Откровения Иоанна: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, нашёл, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал, но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». А Бог знает, как ставить на колени тех, кто должен покаяться.
Н. Водневский