В Священном Писании есть такие слова: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Итак, Бог не является творцом ни греха, ни смерти. Когда явились грех и смерть, это был несчастный день. В Библии мы читаем: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Бог создал ее хорошей и совершенной, как все творения Божьи. Потом, по-видимому, произошла какая-то великая борьба в царстве духов, от которой земля понесла большие потери и стала «безвидна и пуста» (Быт. 1: 2). Катастрофа превратила землю в хаос, разрушение и тьму. И тогда Бог из развалин создал наш теперешний мир.
Обо всех этих начальных событиях мы знаем лишь столько, сколько говорит Библия. Подобная катастрофа произошла в начале и с самим человеком. Бог создал человека прекрасным и совершенным, но человек не выдержал испытания и согрешил; он уклонился в сторону зла. Так человек родил грех, а грех – смерть.
Сегодня я намерен говорить о грехе как о причине и источнике всякого страдания и горя. Наблюдая в людях созревающие плоды греха, мы часто желаем заняться обрубкой ветвей и побегов дерева греха, но мало обращаем внимания на менее заметную его часть – на корень греха, откуда ветви получают сок и силу. Будем просить Святого Духа, чтобы Он помог нам посмотреть в глубину греха, в его мрак и ужас, потому что только Дух Святой может обличить мир о грехе (Иоан. 16: 8).
Что же такое грех? Одни говорят, что грех – это болезнь. Говорит об этом и слово Божье: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не - обвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1:5,6). Пророк Исаия описал здесь портрет грешника. Так выглядит заболевший грехом человек. Но болезненный вид не является еще самим грехом. Причина болезни лежит гораздо глубже. Врачи, исследовавшие появления эпидемий, могут назвать причины и обнаружить сами бациллы, вызвавшие распространение той или иной заразной болезни. Невооруженным глазом невозможно увидеть смертоносные микробы. И пока не изучены причины болезни, борьба с эпидемией бесполезна.
Так обстоит дело и с грехом. Чтобы понять, что такое грех, нужно иметь просвещенное Духом Святым духовное зрение. Плотской человек видит лишь саму болезнь – грех, но не знает возбудителя греха. Грех не может быть только болезнью. Ведь болезнь никто не избирает и не любит, а грех человек избирает добровольно. Другие говорят, что грех – якобы какое-то естественное побуждение, которому нужно повиноваться, потому что оно неотделимо от природы человека. Какое-то побуждение к греху, безусловно, есть, но только не естественное. Естественные побуждения нужны, и часть из них в нашем управлении. Мы ничего не можем сделать, когда у нас растут волосы или ногти, но их рост не является грехом. В этом вопросе заблуждались даже некоторые святые. Монахи и аскеты всячески изнуряли свое тело, чтобы оно ослабело и стало неспособно ко греху, но все это было напрасно.
По словам Христа, грех заключается не только в соделанном. Он проявляется и в воле человека, и в его желаниях: «...говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5: 28). Ослабление плоти не уменьшает грех. В противном случае слабые здоровьем были бы менее грешны, но это не так. Вообще грех имеет дело не столько с телом, с его естественными влечениями или инстинктами, сколько с самим человеком, с его душой, этой госпожой, которая управляет телом, как своим слугой. Не тело отвечает за грех – оно материя и истлевает, – но душа ответственна за грех, совершенный ею во плоти. Если бы только плоть была грешницей, тогда душа, освободившись от тела, была бы свободна от греха. Но дело обстоит как раз наоборот: душа живет вечно и остается вечно ответственной за грех, совершенный ею во плоти. Не слабости и не несовершенства нашего тела и не наши чувства виновны перед Богом, но тот дух, который управляет ими.
Человек согрешил в раю, когда у него было совершеннейшее тело и совершеннейшие чувства. Грех – не какая-то неожиданная слабость, случайность, но определенное, сознательное дело. Слабость не способна действовать, действует сила. Управляет сила, а бессилие подчиняется. Поэтому Священное Писание говорит, что грех в нашем теле «царствует», управляет (Рим. 6:12). Грех не является слабостью или немощью нашего тела, но грех есть действие силы нашей души. В грех душа влагает свою силу, используя при этом и слабости тела. Грех, понятно, пользуется и естественными побуждениями тела.
Третьи говорят, что причина греха – в неведении. Многие утверждают: если людям дать образование и хорошее воспитание, они не будут грешить. Действительно, многие грешат в неведении, будучи непросвещенными законом Божьим. Но незнание никого не освобождает от наказания. Незнанием нельзя извинить грех. Многие просто не хотят знать воли Божьей или равнодушны к ней. И это уже грех, потому что человек не хочет знать, в чем состоит воля Божья. Люди грешат не по неведению и слабости. Напротив, наиболее сильные люди совершали наигнуснейшие грехи.
Валаам был пророком, видел славу Божью среди Израильтян. Он был также свидетелем чуда: бессловесная ослица обличила его, но это не помешало греху использовать его в своих целях (Числ. 22:28; 31:16). Современники Ноя были самыми развитыми людьми, но это не удержало их от безбожной жизни, и они ожесточились настолько, что не восприняли обличений Божьих (Быт. 6:11,12). Иуда среди учеников Господа, наверное, не был темным человеком. Он был казначеем святого кружка. Он имел светлые, нравственные суждения. Но грех, скрытый в его сердце и им руководивший, не дал себя потревожить человечностью или заботой о бедных. В душе Иуда был вор. Он был так хорошо знаком со святыми местами, что даже ночью нашел дорогу в храм, к первосвященникам, в Гефсиманию и коварным поцелуем предал самого Сына Божьего.
О грех, на что только он ни способен: высокий римский правитель в Иудее, Пилат, был просвещен и облечен властью; oн так долго играл со своей совестью, пока грех ни принудил его вынести жуткий приговор, который потряс небо и землю. Пилат спрашивал Христа: «Что есть истина?» Истину он знал и три раза засвидетельствовал, что Иисус невиновен. Но мы должны спросить Пилата: «Что есть грех?»
Ирод, отдавший приказ избивать младенцев в Вифлееме, делал это не из добрых побуждений. Другой Ирод, приказавший обезглавить Иоанна Крестителя, сделал это против своего убеждения. Он уступил неразумной просьбе девицы и интригам ее бесстыдной матери.
Грех не стесняется ни перед темнотой, ни перед светом. Грех скитается в лачугах и прекрасно чувствует себя во дворцах. Он пронизал все человечество. Грех – не болезнь, не слабость, не побуждение плоти или потребность природы, не неведение, но – зло, избранное и желанное самим человеком. Корень греха надо искать в собственной воле человека. Первый грех был совершен, когда душа человека находилась еще в равновесии. Человек был свободен поступить так или иначе. В испытании человек мог послушать Бога, но он пожелал повиноваться змею, дал себя обольстить. Я не берусь утверждать, что воля человека сейчас свободна в такой же степени. Грех прародителей перешел во все человечество. В Адаме все согрешили; все наказаны смертью, как говорит Священное Писание (Рим. 3:23).
Все люди знают, что являются грешниками по собственной воле. Об этом каждому говорит его совесть. И человек по своей воле стал бы еще большим грешником, если бы не было препятствий и преград. Совесть – великое препятствие для греха: стоит только убить совесть, как человек начинает пить грех как воду. Если человека поместить в условия, где невозможно грешить, то и тогда он останется грешником. Он – грешник по самой сути своей души. Совершенные человеком видимые грехи – ничто в сравнении с тем, что таится в его сердце. В океане встречаются дрейфующие айсберги, невидимая часть которых бывает в 8,9 раз больше видимой. Так обстоит дело и с грехом. Поэтому многие известные святые люди глубоко сокрушались о своих грехах и испорченности. Люди страшатся не открытого греха, а принципа греха внутри их.
Иногда мы встречаемся со злыми неверующими людьми или религиозными фанатиками-фарисеями, которые утверждают, что у них нет никакого греха, но их уверения столь же вески, как слова людей в доме умалишенных. «Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоан. 1:8). Дьяволу всегда приятно обмануть человека, чтобы он не видел и не чувствовал грех. Он употребляет старый прием: «Нет, не умрете». Так убеждает он грешника. Но мы знаем, что умрем, так как сила смерти – яд греха – действует в наших сердцах. Дьявол проявляет удивительное искусство, убеждая согрешающего человека, что он это делает с хорошей целью. Человек редко делает зло ради зла. Грешнику не хочется, чтобы его считали грешником. Грешник действует с маской добра. Грех всегда имеет хорошую обертку, всегда находит извинение и оправдание. Чтобы прикрыть зло, человек прибегает ко лжи.
Слава Богу, что в человеке рядом с законом греха действует великая благодать Божья. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Обилие Божьей благодати парализует деятельность греха и его распространение. Грех проявляется в восстании против Бога – источника всего доброго. Грех не может жить в согласии с Божьим законом нравственности и поэтому ненавидит святость Божью. Грех – это вражда против Бога. Грех вкусил от древа смерти, но не способен вкусить от древа жизни. Человек, имея свободную волю, избрал низшее, и теперь в нем самом нет силы подняться вверх. Грех – это неверие и ненависть к Богу. Верить в Бога – значит покориться Богу. Любить Бога – означает избрать лучшее; ненавидеть Бога – избрать худшее. Всякий, любящий Бога, стремится к святости; не любящий Бога остается в грехе, над ним тяготеет вечный суд и смерть. Конечной целью греха является отвержение Бога. «Сказал безумец в сердце своем: ''нет Бога''» (Пс. 13:1).
Дорогие друзья, мы ответственны перед своей совестью и перед Богом за все, что делаем. И какая это великая благодать Божья, что Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы грешник обратился с покаянием к Богу и был спасен! Мы все мертвы по нашим грехам и преступлениям, но великий Праведник пришел и умер за нас. Он и воскрес. Взяв грехи наши на Себя, Он предал Себя на смерть, чтобы спасти нас от наказания, и теперь Евангелие зовет нас стать участниками в Его праведности. Иисус один силен произвести в человеке нужную перемену. Иди, грешник, к Иисусу, чтобы Он и в тебе мог совершить великую победу. О, грешник, Спаситель ждет твоего покаяния, чтобы затем принять тебя в Свои объятья. Склонись перед Ним с верой и молитвой.
д-р И. А. Фрей