Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
Иоан. 3:6
Этими словами Господь указывает на две противоположные, исключающие друг друга сферы, для входа в которые требуются два разных рождения, столь же противоположных, как и эти сферы.
Рождение от Духа отличается от рождения от плоти по своей природе. При любом рождении рождённый получает природу родившего. Поэтому рождённого от Духа Святого слово Божие называет причастником Божеского существа (2Петр.1:4). Другими словами, только Дух Божий возрождает человека духовно. Без рождения свыше перейти из сферы плоти в сферу жизни по Духу невозможно. Рождение от Духа Божия крестит (погружает) рождённого в духовное Тело Христово, Глава которого – Сам Христос (1 Кор. 12:13); и потому «соединяющийся с Господом и есть один Дух с Ним» (1 Кор. 6:7), он «перешёл от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24). Таким образом, рождённый свыше человек – уже не в Адаме а во Христе. А «кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь всё новое» (1 Кор. 5:17).
В третьей главе Евангелия Иоанна передано содержание беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом, учителем Израиля. В этой беседе Христос сказал определённо: «Если кто не будет рождён свыше, не может увидеть Царствия Божия». Далее Христос указывает на причину, делающую это условие необходимым: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённый от Духа есть Дух».
Как это понять? В трёх первых главах Библии говорится о сотворении первого человека – Адама, родоначальника всего человечества. Адам не сохранил невинности и пал, разорвал общение с Богом. В тоже мгновение он умер, но умер не физически, не своим телом, а умер духовно, умер духом. В его дух вошла смерть. Физическая смерть стала тоже последствием грехопадения. Грех Адама был не только его личным грехом. Через установленный Богом закон размножения Адам передал свой мёртвый дух всему человечеству.
Писание говорит: «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12). По этой причине каждый рождённый в мир человек для Бога духовно мёртв, отчуждён от жизни Божией. «В беззаконии я зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
Отсюда – первая и главная нужда человека в рождении свыше, в новом, духовном рождении. Религиозный человек Никодим верил в Божественное посланничество и учительство Иисуса Христа. И ему говорит Господь о том, что ему, а не кому-то другому должно родиться свыше. Это значит, что новой жизни, жизни от Бога, Никодим не имел.
Этот путь – путь рождения свыше – дар Божий. Его благодать предназначена для всех желающих, принадлежит и вам, читатель. Воспользуйтесь!
Б.И.