Ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною
Ин. 13:36.
Мы, христиане, имеем перед собою великий идеал – путь, которым шёл наш Учитель и Господь. Его дивный характер, Его образ полон небесной красоты, и наш идеал – это быть похожим на Иисуса и поступать во всём так, как Он поступал.
Апостолы видели этот идеал перед собою три с половиной года, видели каждый день, но они не могли достигнуть этого идеала сразу. И мы, сегодняшние Его ученики, ясно видим этот идеал перед собою, и тоже видим нашу неспособность достигнуть этого собственными усилиями.
Мы похожи на подстреленную птицу: при всём нашем искреннем желании следовать по стопам Христа и быть похожим на Него, мы простираем свои крылья для взлёта, но снова и снова падаем на землю и видим себя очень далёкими от Его образа. Мы убеждаемся, что наше желание – это одно дело, а его достижение – другое дело. Но точно так же было и с апостолами.
Неужели наша такая доля – желать и не достигать намеченной цели? Взмахивать крыльями и падать на землю? Нет! Желания должны осуществляться. «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2:6). Идеал должен сделаться реальной действительностью.
Послушаем же ещё раз слова Христа, полные определённого и ясного смысла: «Куда Я иду, ты не можешь теперь идти, а после пойдёшь» (Ин. 13:16). Но, о Господи, когда же кончится это «не можешь»? В чём заключается тайна перемены Его учеников? Ответ в словах Христа: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). Бог призвал нас на путь Христов, чтобы идти по нему, но не с нашими человеческими силами и способностями, ибо это невозможно.
Евангелие призывает каждого человека к принятию, прежде всего, спасения, совершённого Сыном Божьим на кресте, призывает к очищению нашего сердца и совести Кровью Христовой (Евр. 9:14), а затем уже Евангелие призывает к получению силы свыше.
Мы должны не только не забывать этих призывов благодати Евангелия, но непременно воспользоваться ими, чтобы не мучить себя бесплодными и бесполезными стараниями, и не пренебречь даруемой силы свыше.
Порядок Божий выражен в Писании так: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4). И далее: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4), а этой силы при земной жизни Христа апостолы как раз и не имели. Об этом очень ясно сказал Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И далее апостол Иоанн добавляет: «Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус не был ещё прославлен» (Ин. 7).
Во всей полноте Дух Святой излился только после страданий и вознесения Христа, в день Пятидесятницы. Ученики Христовы имели Духа Святого и до дня Пятидесятницы, но это был только залог или начаток, когда Христос сказал ученикам после своего воскресения: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
При обращении и уверования в Христа как в своего личного Спасителя, мы получаем только «начаток» Духа Святого, ибо без сошествия Духа Святого не может быть обращения и возрождения, но для того, чтобы преображаться в образ Христа и следовать за Ним, христианин должен облечься силою свыше.
К сожалению, много искренних детей Божиих, имея начаток Духа Святого, не стремятся к получению полноты Духа Святого, чтобы облечься силою свыше. В этом и заключается причина неспособности подражать Христу и поступать так, как Он поступал.
Самаряне в день своего обращения к Господу через благовестие Филиппа получили начаток Духа Святого. Апостолы были рады их обращению, но на этом не успокоились, а послали Петра и Иоанна, чтобы объяснили им, что для успешной духовной жизни они должны получить полноту Духа Святого, и они её получили.
То же самое произошло в Ефесе: 12 учеников были обращены к Господу через проповедь Апполоса (Деян. 18:24-28) и получили начаток Духа, но когда пришёл к ним апостол Павел, они услышали от него о полноте Духа Святого и, воззвав о Нём в молитвах, исполнились ею.
О полноте Духа Святого Христос сказал так: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком», надо иметь не только начаток Духа, но и Его полноту.
Да и о себе самом апостол Павел свидетельствует так: «Когда я был младенцем, то по--младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по--младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор. 13:11).
Полнота Духа Святого есть полное проявление Его действий.
Мы, верующие, должны быть копией Христа по указанному Богом порядку: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего» (Рим. 8:29). И далее, а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Другими словами, Бог достиг Своей конечной цели и в призванном человеке совершил подобие Сына Своего. Жизнь Христа и служение Христа должны сделаться нашей жизнью и нашим служением.
Идеал должен быть достигнут! Порукой этому – Сам Бог: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего?» (Рим. 8:32). Жизнь Христа в нас и служение Христа через нас должны быть действием Духа Святого, когда мы пребываем в Нём. Чистота и святая жизнь Христа должна отображаться в жизни каждого верующего, если он исполнен силою свыше, полнотой Христа.
Мы все родились от Духа Святого, но, к сожалению, многие верующие на этом остановились. Поэтому неудивительно, что они многие годы остаются младенцами во Христе. Христианин должен возрастать в познании Христа, быть соединённым, как ветвь с лозою, стремиться жить с Ним, исполняясь Духом Святым.
Не может быть сомнения в том, что Иисус Христос, будучи Сыном Отца Небесного, снова и снова исполнялся Святым Духом. Для этой цели «Он уходил в пустынные места и молился» (Лук. 5:16). Во время крещения на Христа нисходит Дух Святой в виде голубя и наполняет Его силой не только для святой жизни, но и для победы над искушениями дьявола и для служения народу. Так и читаем: «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (Лук. 4:14).
Тайна наших побед над всеми искушениями заключается только в одном – в исполнении Духом Святым. Мы восторгаемся служением Христа, но забываем, что всё Его служение совершал в Нём Дух Святой. Его дела, Его чудеса, Его исцеления, изгнание бесов, воскрешение мёртвых – всё это было делами Духа Святого. Вот Его слова: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28).
И вот перед нами воскресший Христос. Мы слышим из Его уст слова: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… примите Духа Святого». (Ин. 20). Дух Святой совершает в верующем то же самое действие, что Он производил во Христе. Те же самые плоды, те же слова, ту же любовь, ту же кротость, то же смирение, ту же жертвенность.
«Примите Духа Святого!» – вот призыв Христа ко всем возрождённым от Духа Святого. Примите как предназначенную для вас силу свыше, как обетование Отца Небесного. Исполняйтесь Духом Святым снова и снова, «ибо не мерою даёт Бог Духа». Будьте святы в помыслах, в делах, в применении этой силы в своей жизни.
Чтобы иметь эту силу, надо прежде всего осознать, что она нам нужна, что мы её не имеем в достаточной мере. Надо молиться об этом. Писание говорит: «Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
Говоря о начатке Духа Святого, надо понимать не в смысле какой-то малой частицы Духа Святого, а способность души человека вместить эту благодать, способность различать свет от тьмы, видеть и различать добро и зло, как учится всякий младенец.
Первое действие Духа Святого – рождение свыше – по дарованной благодати, а второе действие заключается в утверждении внутреннего человека, в его способности «вселить Христа в своё сердце», как пишет об этом апостол Павел Ефесской церкви (Еф. 3:17).
И. В. Каргель