Отвечая Иудеям на болезненный для них вопрос исцеления в субботу, Христос сказал: «Исследуйте Писания» (Ин.5:39). Когда наш пытливый ум сталкивается с непонятным текстом или событием в Священном Писании, он всегда ищет разумного объяснения.
В лучшем случае мы либо погружаемся в тщательное молитвенное исследование, либо задаем вопросы духовно зрелым людям. В худшем – находим быстрое и легкое, очевидное для нас объяснение, и идем дальше. Наш ум любит простые объяснения и охотно их находит. Беда в том, что часто такие понимания неверны. И мы порою верим в ложь, придуманную нами или другими.
Ева охотнее поверила змею, чем Богу. Почему? Потому что змей дал ей объяснение Божьего запрета: «…но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги».
Это было неверное объяснение, но хоть какое-то объяснение. Потому что Бог плоды с этого древа вкушать запретил, а свой запрет не объяснил. И пытливый ум Евы ухватился за это объяснение.
Порой и мы находим «хоть какое-то» объяснение трудного для нас места Писания и довольствуемся им. Иаков легко поверил в смерть Иосифа: «Верно, растерзан Иосиф» и даже не стал искать его, потому что его сыновья принесли ему наглядное «объяснение» – разорванную одежду. Если бы братья, придя домой, сказали отцу: «Не приходил к нам Иосиф, наверное, дикий зверь растерзал его» – отец до конца жизни искал бы Иосифа и возможно нашел бы его раньше. Но поверхностное и наглядное «объяснение» лишило Иакова желания разыскивать Иосифа (Быт. 37:3135).
Ахав и Иосафат поверили лжепророку Седекии охотнее, чем пророку Михею. И не только нечестивый Ахав, но и благочестивый Иосафат поверил. Потому что Седекия дал наглядное «объяснение» – сделал железные рога и сказал: «Ими избодаешь сириян до полного истребления», намекая на отлично вооруженное войско, три года назад нанесшее сокрушительное поражение Сириянам. А Михей не объяснил, почему они с таким сильным войском потерпят поражение, и цари ухватились за быстрое, очевидное объяснение (3Цар. 22 гл.).
Когда с Иовом приключились все его несчастья, он не мог понять, за что ему это. Он сам и его друзья мучительно пытались найти причину этого поражения. И Елифаз Феманитянин нашел легкое и быстрое объяснение: «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца». И остальные ухватились за это (Иов 15:5 и 22:5).
Воины, охранявшие гроб Христа, рассказали всем, что «ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» и люди легко поверили в это, «и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня». Потому что пытливому уму Иудея нужно было объяснение, куда делось тело Иисуса. И они ухватились за такое легкое и простое (Мтф. 28:15).
Стремление к быстрым и легким объяснениям сложных текстов и непонятных нам событий Священного Писания обедняет нашу духовную жизнь. И в итоге сколько в нашей жизни неверных знаний, сколько уверенности в неправильном понимании текстов. А все зачастую оттого, что, встречая в Библии непонятное, мы быстро генерируем поверхностное объяснение и идем дальше. Каждое трудное для понимания место – это повод для прямого исполнения заповеди Христа: «Исследуйте Писания».
Андрей Кропочев