Жизнь полна пиков и долин, превратностей судьбы, взлетов и падений. Даже если нам хочется постоянно жить на вершине горы, это невозможно. Вы столкнетесь с различными темными долинами в жизни, так что не удивляйтесь и не отчаивайтесь.
Мы все испытываем разочарования, неудачи, предательство, конфликты, разрушенные отношения, финансовый стресс и потерю близких. И это не негативное мышление — это реальность. Все мы имеем дело с негативными мыслями и эмоциями, но мы должны продолжать жить верой, а не нашими чувствами. Эмоции колеблются, как игрушка йо-йо, но наше посвящение должно оставаться постоянным.
Иисус никогда не обещал жизни без проблем; на самом деле Он предсказывал обратное: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16:33). В этом падшем мире страдания случаются и с хорошими людьми, даже бывает, что праведные страдают, а злые процветают (Мф. 5:45). Жизнь не всегда бывает справедливой или радостной, но Бог по-прежнему верен.
Долины духовно символизируют испытания и скорби. Петр напомнил нам: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь…» (1 Пет. 4:12-13).
Долины – это низины. Время от времени мы в них опускаемся эмоционально и даже духовно, но не остаемся насовсем внизу. Соломон писал об Иисусе: «Я нарцисс… лилия долин» (Песн. 2:1). Заметьте, что «долины» – это множественное число. Мы можем пройти через любую долину, зная, что Бог с нами. Древние сирияне ошиблись в своих оценках: «…так говорит Господь: за то, что сирияне говорят: ‘‘Господь есть Бог гор, а не Бог долин’’, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Господь» (1 Цар. 20:28). Бог помог Израилю победить Сирию, чтобы доказать, что Он был с ними и в горах, и в долинах.
Рассмотрим восемь значимых долин в Священном Писании:
Долина плача
«Блажен человек… который, проходя долиною плача, открывает в ней источник» (Пс. 83:56). Мы не сможем полностью ощутить Божье утешение, пока у нас не случится горе. Когда город Давида Секелаг был сожжен, и его жены и дети, а также жены и дети его людей были захвачены в плен, они плакали до тех пор, пока больше уже не могли плакать. Тогда они стали обвинять Давида и хотели побить его камнями. «Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего…» (1 Цар. 30:7), и они преследовали врага и вернули все, что потеряли. Долина плача стала колодцем благословения.
Долина Эла
В долине Эла – «дуба», Давид сражался с Голиафом (1 Цар. 17:2-10). После того как он был помазан Самуилом, будучи избранным Богом царем вместо Саула, Давид столкнулся со своим самым свирепым врагом в этой смертельной долине. Давид стоял сильный и высокий, как дуб, и Бог обратил его труднейшую битву в его величайшую победу.
Долина смертной тени
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…» (Пс. 22:4). Другие версии перевода называют ее «темнейшей долиной». Давид столкнулся со многими темными долинами, когда царь Саул попытался убить его, отдал его жену Мелхолу другому человеку и преследовал его в течение многих лет. Бог хранил Давида во всех его опасностях. Все это время он был в процессе подготовки к царствованию.
Долина Брахи
Это было то самое место, где Иосафат победил моавитян и аммонитян. Он поставил певцов и музыкантов перед армией и пока они поклонялись, Бог устроил засаду на врага. Перед столкновением Иозиил пророчествовал: «Не ваша война, а Божия... Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам» (2Пар. 20:15,17). Они назвали эту долину «Браха» или «Благословение», потому что потребовалось три дня, чтобы собрать всю добычу (2Пар. 20:25-26). Бог обратил их битву в благословение!
Долина рвов
Когда Израиль и Иуда сражались против моавитян, они передвигались по пустыне и в течение семи дней не могли найти воды. Столкнувшись с угрозой неминуемой смерти, Иосафат призвал пророка Елисея, который повелел копать рвы по всей долине. Бог сверхъестественным образом наполнил рвы водой, дал им победу над моавитянами и обратил их недостаток в избыток за одну ночь (4Цар. 3:16-24).
Долина Еннома
Енном был древним местом поклонения Ваалу и языческих человеческих жертвоприношений (2 Пар. 28:14; 33:6-9). Греческий термин геенна означает «Долина Еннома». Во времена Иисуса это была мусорная свалка в Иерусалиме, где сжигали мусор и выбрасывали трупы животных и преступников. «Геенна» переводится как «ад» двенадцать раз в Новом Завете. Иисус часто использовал эту аналогию в Своей проповеди (Мф. 5:22, 29-30; 10:28).
Хотя ад и является буквальным местом, мы используем этот термин в переносном смысле, чтобы выразить какие-то ужасные обстоятельства. Уинстон Черчилль сказал: «Если уж собрался пройти через ад, не останавливайся». Если вы столкнулись с адом на земле, призовите Того, Кто может принести небеса в вашу ситуацию.
Долина сухих костей
Бог дал пророку Иезекиилю видение массового захоронения разбросанных скелетов (Иез. 37). Внезапно кости соединились, сухожилия и кожа покрыли их, и трупы воскресли как «безмерное великое войско» (ст. 10). Эта армия представляла «весь дом Израилев» и то, как придет духовное пробуждение. Это говорит о том, как Бог может произвести жизнь из смерти. Подобно тому, как Святой Дух воскресил Иисуса из мертвых, Он может вдохнуть новую жизнь в наши самые безнадежные обстоятельства.
Долина Иосафата
«Иосафат» означает «Господь есть Судья». Бог, а не человек, выносит окончательный вердикт в нашей жизни. Эту долину также называют «Долиной решения» (Иоиль 3:2, 12-14). Иногда решения могут быть трудными и напряженными, но Бог может принести мир и ясное направление в нашем принятии решений. Наша судьба — это не дело случайности, а дело выбора.
Если вы окажетесь в таких долинах, помните, что «Нарцисс, лилия долин» с вами, и Он даст вам победу даже в этих долинах.
Бен Годвин