Рождество – это праздник радости. Родился Спаситель мира, предвечный Бог, Творец всего сущего. Это событие произошло более двух тысяч лет тому назад. В то время мир уходил всё дальше и дальше от Бога, и был настолько враждебен к Нему, что родившийся Сын Божий был встречен только Вифлеемскими пастухами да мудрецами, пришедшими с Востока, чтобы принести дары и поклониться Ему.
Теперь миллионы людей в радости и веселии празднуют день Его рождения и поют рождественские песни о том, что «Ныне радость стала, какой не бывало», или – «Радуйся, мир! Господь грядет».
Все рождественские гимны прославляют пришедшего в этот мир Спасителя, о Котором предвозвещали пророки ветхозаветного времени и который родился для радости всех народов мира. Пророк Исаия за 700 лет перед этим событием писал: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит: с нами Бог)» (Ис.7:14). Затем Исаия объявил, Кто будет этот Сын: «Ибо младенец родился вам, Сын дан вам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа сделает это» (Ис. 9:6-7). А о месте Его рождения задолго до того, как Он родился, возвестил пророк Михей, говоря: «И ты Вифлием--Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Весь Ветхий Завет был наполнен ожиданием пришествия Мессии. Бог избрал народ Израильский для этой великой цели – дать Спасителя миру. Но когда родился Спаситель, Его не узнали. Случилось то, о чём впоследствии писал Его апостол Иоанн, что Он «...пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:11). И там же сразу добавляет: «А тем, которые приняли Его, дал власть быть детьми Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоан. 1:12-14).
Разве Бог не знал, как поступят с Сыном Его в этом мире? Он знал, знал об этом и Его Сын, когда входил в этот мир. В Послании к Евреям (10:5-7) читаем: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Христос родился в этот мир, чтобы, отдав Себя в жертву, этой жертвой заплатить за наши грехи. Он прошёл через смерть, через адские мучения и воскрес в обновлённом теле, как победитель над грехом и смертью.
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1 Тим. 3:16). Христос Своими страданиями заплатил за наши грехи и сделался Спасителем грешников.
Апостол Матфей написал о рождении Христа: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручению Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мтф. 1:18-21).
Много столетий перед тем пророк Исаия писал о Христе: «Нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрён и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё: Он был презираем и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначен гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и придать Его мучению: когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:2-12). Здесь описана жизнь Иисуса после Его рождения в мир. Родившись, «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:8-11). А выше перед тем сказано о Нём: «Он (Иисус), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу: но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:6-7).
Праздник Рождества говорит о рождении в мир Сына Божьего, Который имел силу смирить Себя «даже до смерти и смерти крестной». Пострадав за наши грехи, Он стал Спасителем для всех грешников, которые принимают Его верой. Бог дал в подарок для всего грешного человечества Своего Сына, чтобы Он был Спасителем каждого грешника, принявшего Его с верой.
Это самый ценный подарок когда-либо подаренный людям. Нескончаемая благодарность льётся из наших сердец за доброту Бога к нам, за рождение Сына Его Иисуса Христа для нашего спасения.
Юрий Жадан