Великая ересь сегодняшней церкви заключается в том, что мы думаем, будто мы – в шоу-бизнесе. Эйден Тоузер полагал, что это так, еще в 50-60-х годах прошлого века. Верующие «хотят, чтобы их развлекали, назидая», – сказал Тоузер это еще в 1962 году. Уже тогда его огорчало, что «в большинстве случаев едва ли возможно затащить кого-нибудь на собрание, если единственным привлекательным моментом является Бог».
Впоследствии Дэвид Платт задался вопросом: «Что будет, если отнять у людей популярную музыку и мягкие кресла? Что, если больше не будет ни занавеса, ни декораций на сцене? Что, если выключить кондиционер и убрать все удобства? Будет ли Его слова по-прежнему достаточно, чтобы Его народ продолжал собираться?».
Будет ли этого достаточно? Тоузер был прав: «Еретические методы могут быть не менее губительны, чем еретическое содержание». Как и Тоузера, нас должно беспокоить то, что столь многие в наших церквях хотят, чтобы поклонение Богу было развлечением. Мы должны начать беспокоиться, когда больше не видим разницы между тем и другим. И нас должна беспокоить растущая уверенность в том, что ради выполнения возложенного на церковь поручения должна увеличиваться развлекательная ценность поклонения.
Возможно, я одинок в своих чувствах, но я огорчаюсь, видя богослужения, отмеченные в большей степени реквизитом, игрой участников и атмосферой пропагандистского митинга, нежели ощущением Божьей святости и Его присутствия; и простота уступает место пустоте.
Дело не в стилях поклонения. Речь не о противопоставлении традиционного, современного и смешанного поклонения. Это не проблема выбора между органом и группой поклонения. Речь о сердце, фокусе и направленности поклонения. Реальными проблемами я считаю следующие:
Кто или что в действительности находится в центре внимания.
Если в центре внимания на наших богослужений находится кто угодно, кроме Бога, это не поклонение. Если человеческое исполнение привлекает к себе больше внимания, нежели Евангелие Христово, это не поклонение. Если наши похвалы и аплодисменты направлены на кого-либо помимо Иисуса, мы поклоняемся не Богу.
Какую весть мы проповедуем.
Весть, которую миру нужно услышать от нас, это не «приходите, чтобы хорошо провести время», «приходите, и мы вас развлечем», или «приходите, и ваша жизнь станет лучше». Тоузер пишет: «Христос призывает людей нести крест; а мы зовем их, чтобы повеселиться во имя Его». Весть церкви – это слово о кресте. Если мы не забыли – крест Иисуса был источником развлечения лишь для тех, кто насмехался над Ним, когда Он висел распятый.
Kак меняeтся жизнь людей.
«Но наши методы привлекают людей!» — возразят некоторые. Тоузер писал по этому поводу: «Привлекаем их к чему, к истинному ученичеству? К несению креста? К отречению от себя? К отделению от мира? К распятию плоти? К святой жизни? К нравственному благородству? К отвращению от сокровищ мира? К жесткому самоконтролю? К любви к Богу? К полной посвященности Христу? Конечно, ответ на все эти вопросы — нет».
Пример церкви Давида Платта.
Дэвид Платт и община, в которой он был пастором, церковь в Брук Хиллз, решили попытаться найти ответ на вопрос: «Достаточно ли Божьего Слова по-прежнему для того, чтобы собрать людей?» Они отказались от всех развлекательных моментов и пригласили людей просто прийти изучать Божье Слово. Они называли это собрание Тайной Церковью.
Они назначили время в пятницу вечером. Предполагалось, что люди будут собираться в 6 часов вечера и в течение шести часов, до полуночи, не будут заниматься ничем, кроме изучения Божьего Слова и молитвы. Люди пришли. На первую встречу пришла тысяча людей, и с каждым разом их становилось все больше. Вскоре желающим приходилось заранее бронировать места, потому что церковь была переполнена. Теперь Тайная Церковь посредством одновременной трансляции в сети Интернет объединяет десятки тысяч людей из 50-ти с лишним стран по всему миру — без каких-либо развлечений, технических сложностей и сценического антуража.
Почему люди приходят? В одном интервью Платт сказал: «Люди жаждут Слова. На наших собраниях нет ничего особенного или креативного. Это просто изучение Слова… Всю работу делает само Слово!»
Люди жаждут. Они жаждут твердой пищи, а не сладостей. Они хотят больше Слова. Хотят глубже проникнуть в Слово. И меньше того, что Тоузер называет «религиозными игрушками и безделушками».