В Своем Слове Господь обращает особо наше внимание на важность и необходимость не только иметь веру, но и жить верою.
Что такое жизнь веры? Удивительно, как у многих понятия о том, что составляет собственно жизнь веры, скудны и не соответствуют действительности. Нам приходилось слышать от некоторых, что если человек верит в невидимого Спасителя и ожидает в будущем попасть на небеса, он исполнил всё, что имел в виду апостол, говоря: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал.2:20). Однако всякое духовное благословение, которым мы пользуемся, даётся нам только через веру. Мы не только оживлены верою, но мы живём ею, мы ходим верою, верою мы побеждаем, и верою мы всё переносим, верою освещаемся.
Путь веры – чудесный путь. Никто не станет отрицать, что хождение Петра по волнам было чудесное. Нас не удивляет, что ученики были поражены, когда увидели Его идущим по волнам и приняли Его за призрак или дух. Но как были удивлены ученики, когда увидели, что предательская глубина выдерживает тяжесть тела Петра! Они, должно быть, не верили своим глазам. А Петр? Думаю, он был поражён не менее, чем они: он шёл по волнам.
Давала ли наша жизнь, как жизнь верующих, либо нам самим, либо тем, кто следил за нею, повод удивляться? Если мы уверяем, что мы соединены со Спасителем, имя Которого «Чудный», то есть ли в нашей жизни то, что выходит за пределы обыкновенного. Если нет, то возможно, что она не то, чем на самом деле должна быть жизнь верою.
Мы хорошо понимаем, что хождение по воде было выше естественных способностей Петра. Древним оно казалось настолько невозможным, что когда египтяне хотели своими иероглифами выразить невозможность, то они употребляли для этого изображение человека, идущего по воде, так как ничего более невозможного они себе не представляли.
Но к чему христианина призывает Писание? Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (Кол. 3:1). Господь наш спрашивает: «Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают язычники» (Мтф.5:47). «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук. 6:32-34).
Христианство требует гораздо большего. Оно заключает в себе не противоестественное, но сверхъестественное. Христианство не может быть осуществимо человеческой силою, но чтобы претворить его в жизнь, мы должны иметь сверхъестественную силу – силу Божию. Не наша жизнь должна в нас проявляться, но в нас должен жить Христос. Когда Он обладает нами, мы в состоянии любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, переносить бедность, скорбь и нужду или делать всё, что Он говорит нам. Апостол Павел восклицает: Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Фил. 4:13).
Петр шел по волнам, а волны вздымались словно горы. Волнение каждую минуту угрожало поглотить их лодку. Плавание в лодке было уже достаточно опасным, и кому, кроме безумного, пришло бы в голову попытаться ходить? А между тем именно при таком состоянии моря вода держала Петра.
Нам тоже приходится переживать часы непогоды. В грозную бурю сливаются волны и облака. Волны скорбей, быть может, проходят над нашей душой. Потоки преследований как бы готовы поглотить нас. Злобные нападки искушений, словно могучие течения, грозят увлечь нас за собой. Тяжёлые и неприятные обстоятельства окружают нас со всех сторон. Где наша вера в такие времена? Держит ли она нас над пенящимися волнами или мы погружаемся, как свинец, в свирепые волны?
Император Наполеон говорил, что разница между ним и другими людьми заключается в том, что люди создаются обстоятельствами, а он делает обстоятельства. Это было лишь его хвастовство. Но вера царит над всякими обстоятельствами и связывает немощь верующего со всемогуществом Бога.
Хождение веры есть подражание Христу. Иисус шёл по волнам, и Пётр захотел делать то, что делал Христос. Человек, ходящий в вере, имеет особую притягательную силу, и невольно у окружающих появляется желание делать то же самое. Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.4:12).
Хождение веры есть смиряющее нас хождение. Сатана отлично умеет проповедовать о гордыне веры, и много людей внимают ему, когда стараются подняться на более высокий уровень христианской жизни. Имел ли Пётр силу сам держаться, когда ступил на волны? Можно ли представить себе картину большей беспомощности, чем та, которую являл Пётр? Пусть бы Он только отвёл глаза от Христа, и где бы он очутился? Могла ли бы собственная рука спасти его? Поистине нет! Сила, поддерживающая его, была Христова, и Ему одному принадлежит слава победы, как в случае с Петром, так и по отношению к нам. Это то хождение, к которому призывает нас Христос.
Петр просил позволения у Христа для этого шага, и Христос желает, чтобы и мы просили трудных вещей, как просил Елисей (4 Цар.2:9,10). Христос не выговорил Петру, напротив, Он сказал: «Иди»! Стремление к святой жизни — это голос Господа, говорящий: иди! И это не есть нечто такое, что мы в праве избирать или отвергать, оно – обязательно. Христос нас призывает к этому.
Если вы хотите «ходить по водам», то Христос должен быть в вас. Только Он может совершить это дело, и Он должен быть в вас, чтобы исполнить это. Вспомните слова Христа: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). В этом состоит тайна, что Христос и верующий христианин – одно целое (Еф.5:30; 1 Кор. 12:12).
Была ли вера Петра совместима с его усилием? Да, его вера была тайною его усилия. Она давала возможность ему двигаться силою, происходящую через веру. Это – двигательная сила души, дающая нам силу бороться. Могучая сила Воскресшего протекает через каждую нашу жилу, и через веру мы дерзаем с полным успехом вести жизнь и совершать служение, превосходящие наши смелые мечты.
Мы можем себе представить, что когда наступила минута для действия, для Петра не было лёгким делом оставить лодку. Вода, без сомнения, имела очень ненадёжный вид, когда он на неё спускался. Может быть, он пытался ступить сперва одной ногой, потом другой. Но наконец наступил момент, когда ему нужно было выпустить из рук всё и остаться совершенно во власти бушующей бездны. Если бы он не выпустил всё, он никогда бы не узнал спасающей силы Христа.
Не то ли самое происходит со многими и теперь? Они слышат, что Христос имеет силу спасать от собственного «я» и греха, и когда, наконец, им приходится делать решительный шаг, – отрешиться совершенно от «безумной лодки своего я» и устремится во мрак холодной ночи, опираясь единственно на слово обетования, – оно начинает казаться им слишком опасным делом, – они отступают назад, и Бог не может благоволить к ним (Евр. 10:38).
Пётр пошёл один. Нужна смелость не только для того, чтобы противостоять ужасам бездны, но и мнением наших друзей. Возможно, что поступок Петра не очень понравился его товарищам, по крайней мере, никто не последовал его примеру. Упование всецело на Христа может поставить нас на путь одиночества, но что до того, если этот путь приближает нас к Иисусу. Пётр для того и вышел из лодки, чтобы идти к Иисусу. Что мы избрали: общество сомневающихся учеников или зовущего Христа?
Наконец, серьёзная помеха для торжествующей жизни часто в желании понять, как оно будет происходить, прежде нежели мы рискнём. И у Петра могло появиться желание сперва обсудить хождение по воде, но он не пустился в рассуждения. Рассуждение не есть вера. Для него было довольно того, что Господь его звал. Ответственность его безопасности ложилась на Того, Кто позвал его. Он не хотел смешивать свою ответственность с ответственностью Христа. Его дело было – верить. Дело Христа – поддерживать. И таким образом он пошёл, опираясь на обетование, и этим победоносным шествием он говорит всякому ученику до скончания века: «Иди, и ты поступай так же»(Лук. 10:37).
Н. В.