Терпимость является добродетелью, но она может стать и непростительной слабостью характера. Мы восторгаемся личностью, которая терпимо относится к различиям во взглядах, если речь не идет об основных принципах. Такое отношение допускает наличие разных мнений и методов, разнообразие концепций. Из-за второстепенных вещей не стоит становиться мучеником.
Но иногда терпимость переходит в гнусность. Такая терпимость молчит, когда богохульствуют и бесчестят Христа. Она не желает противостоять злу. Но когда решается вопрос об истине — молчание равносильно лжи! Терпимость, которая допускает обман и несправедливость, является грехом. И тот, кто говорит, что Иисус Христос был всегда терпимым, должен прочесть 23-ю главу Евангелия от Матфея, осуждающую лицемерие. Это место Библии показывает, что Господь негодовал, видя лицемерие религиозных лидеров. Также следует прочесть Откровение 2:18-20, где Господь осуждает церковь в Фиатире, потому что она терпела у себя лжепророчицу Иезавель. Апостол Павел тоже не терпел зла.
А Павел предал Именея и Александра сатане, “чтобы они научились не богохульствовать” (1 Тим. 1:20), а Александра Медника он публично заклеймил из-за его злого поведения. И апостол Иоанн имел мужество назвать дела Диотрефа, который любил первенствовать, тем, чем они были (3 Ин. 9).
Сегодня, однако, в евангельских кругах такая манера поведения считается неуместной. Создается впечатление, будто сегодняшняя церковь потеряла способность к библейской нетерпимости. Роберт Г. Ли по этому поводу сказал: “Мы живем в мире мягкотелого богословия, поролоновой морали, резиновых убеждений и философии суеты, преподносящих давно известные истины, но смысл которых мы утеряли”.
Один миссионер в Индии метко определил: “Терпимость стала настолько терпимой, что терпит и зло. Нам, как духовным трусам, грозит опасность потонуть в нашем уютном мирке”.
Такая терпимость делает возможным нахождение за церковными кафедрами лжеапостолов и негодных делателей, выдающих себя за “апостолов Христа”. С. Бакстер писал, показывая сходство времен пророка Илии с нашим:“Причина того, что сегодня люди (хотя и с болезненным дружелюбием) терпят лжеучителей за нашими церковными кафедрами заключается в том, что мы слишком любезны. Мы скорее позволим проповедовать ересь и соблазнять души, чем “раним” чувства проповедника; лучше помолимся Ваалу, чем стерпим засуху. Самое лучшее, что мы должны были бы сделать с такими “пророками”, так это во имя Христа принародно предать их анафеме”.
Терпимость, избегающая критиковать церковную бюрократию;
терпимость, ведущая миллионы людей к вечному проклятию своим поврежденным евангелием;
терпимость, зашедшая так далеко, что своего руководителя почитает за “наместника Бога”, в то время как он клеймит проклятием христиан, следующих чистому Евангелию;
терпимость, называющая детей Божиих сектантами, если они осуждают почитание икон, поклонение Марии и другие человеческие лжеучения;
терпимость, отсылающая покаявшихся туда, откуда они пришли — в их греховное окружение — такая терпимость греховна!
Раньше верующие умирали за истину. Что же случилось с церковью святых мучеников? Она стремится к популярности в мире! Вот в чем причина того, что у нас появляются лжеучителя. Мы любой ценой не хотим неприятностей, это удерживает нас от конфронтации и вмешательства, даже когда это является нашей прямой обязанностью. Нам легче идти вместе с толпой, плыть по течению. Ведь так соблазнительно промолчать среди инакомыслящего окружения! Мы “забиты” и в меньшинстве не осмеливаемся постоять за истину. Мы потеряли способность негодовать (сравните Мф. 21:12-13; Ин. 2:13-17), и потому находимся в плачевном положении. Мы специалисты избегать принятия решений, потому что просто не желаем действовать.
Иногда ради дружбы мы даже становимся слепыми и не можем восстать против неправды. Когда какой-нибудь христианин высказывается против либеральной книжки, потому что в ней отрицается богодухновенность Священного Писания, находятся защитники автора, которые вам говорят: “Но вы же не знали его лично! Он был доброжелательным, благочестивым человеком!”
Д. Адамс совершенно прав, говоря: “В некоторых кругах настолько велик страх перед разногласиями, что проповедники и следующая за ними церковь готовы ради сохранения мира заплатить любую цену, даже отречься от Божьей истины. Мир — это библейский идеал, но ведь и чистота библейского учения тоже! Мир в церкви не может быть куплен ценою утраты чистоты. Такая цена была бы слишком высокой!”
Экуменизм и терпимость сегодня очень популярны. Все чаще говорят: “Соберемся все вместе! Не будем касаться вопросов, приводящих к разногласиям! Догмы разъединяют, любовь объединяет, — нам необходимо единство!”
Что нам действительно необходимо, так это решительная борьба за нашу веру, когда на нее нападают и клевещут. Мы можем снисходить к незначительным вещам, но обязаны проявлять святую нетерпимость, если речь идет о Божьей истине!
Вместе с Мартином Лютером мы должны сказать: “На том стою и не могу иначе!”
В. Макдональд