Вам, вероятно, приходилось слышать, что христиане – это ограниченные люди с узким мышлением. Kому-то это может показаться обидным, и если нам такое говорят, то у нас появляется ревность, мы протестуем, начинаем говорить: да мы не такие, мы намного лучше, да мы…
И начинаем приводить в пример знаменитых ученых, писателей, художников, музыкантов; в общем, собираем весь цвет общества, говорим о том, что они были верующими людьми, а также о том, как миссионеры изменяли мир, несли культуру и просвещение в греховный и нецивилизованный мир. В общем-то, мы говорим правду. И люди о нас тоже говорят правду.
Христиане … «узкие» люди.
Апостол Павел пишет церкви в Коринфе и, конечно же, и нам с вами: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом». (1Кор.1:26-31)
Немудрые, немощные, незнатные, уничижённые, ничего не значащие – это все про коринфян, а также и про нас с вами. Одним словом – «узкие» люди.
Апостол как будто думал еще три главы, как бы нас еще более «сузить», и продолжает в четвертой главе: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор. 4:10-13).
Безумные, в бесчестии, под злословием, гонимые, под хулой – и ставит точку – мы как сор, как прах под ногами ... До сего дня.
А как хочется возразить. Это я-то – сор? Я – прах? Да вы знаете, кто я…
Я человек. Творение Божие. Это звучит высоко, не приземляйте меня!
А евангелист Лука добавляет ко всем нашим несовершенствам и нашей узости еще и то, что нас к тому же еще и очень мало, «узких людей» – мало: «Не бойся, малое стадо!», а потом продолжает: «ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32,32).
В произведении Достоевского «Братья Карамазовы» есть монолог Дмитрия Карамазова: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны (здесь в смысле Марии, матери Иисуса), а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
«Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, – знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Битва идет за пространство. Дьяволу нужно, чтобы были широкие врата и пространен путь: от Христа – к Содому, а Богу – узкий путь и тесные врата – только Христос.
Верующий человек – это человек ограниченный в определенном смысле, потому что он сфокусировал свое внимание на главном аспекте жизни, и все остальное для него менее важно.
Есть такое понятие – узкие специалисты. Это определение относиться к специалистам, обладающими знаниями в какой-то строго определенной области. Например, зоотехник, или археолог или врач кардиолог, или ... христианин
Узкий специалист – это человек, который ограничивает себя определенными рамками своей профессии, отсекая и отодвигая на второстепенный план все остальное. У него, конечно, есть и общие знания, и развитое мировоззрение, и интересы в других областях, но он сконцентрирован на одной особой области и в ней преуспевает; там он специалист.
Наша «узость» по большему счету – это не ругательные слова, это комплимент, похвала. Да и Писание говорит об этом: эту узость избрал Бог: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».
Таких избрал Бог. Если бы дали возможность избирать мне, я бы выбрал мудрых, знатных, благородных, сильных, но Бог сделал совсем другой выбор.
Если ты определил себя как христианин, значит ты выделил, нарисовал для себя свой определенный портрет, очертил свои границы. Ты, конечно, специалист в познании Писания, которое изучаешь постоянно, ты упражняешься в молитве, не понаслышке знаешь, что такое пост. Ты легко назовёшь десять заповедей, знаешь молитву «Отче наш», имена двенадцати апостолов, девять заповедей блаженства, многие христианские гимны поешь наизусть, потому что полюбил их. И главное, ты любишь Господа, который показал тебе пример смирения, такой вот узости. И если так, я поздравляю – ты «узкий» человек!
В Писании мы встречаем одного «широкого человека». Это Нееман, великий уважаемый человек, знатный полководец.
Господь начинает с ним работу: начинает его «узить». Он посылает ему проказу. Нееман понемногу поддается. Слушает маленькую девочку, едет дальней дорогой к пророку и, хотя ропщет и противится, но потихоньку «сужается», окунается в Иордане семь раз. И обещает еще больше себя «сузить», говорит: «Не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа», вот истинно – болезнь пошла на пользу.
Еще один «широкий человек» — это блудный сын. Ему стало тесно в доме Отца. Господь его начал «узить»: кончились деньги, стал наемником, тяжелая грязная работа, голод, нужда. Широкие понятия сузились. Он покаялся. Я думаю, он стал хорошим сыном, и из церкви больше не уходил. Господь наш Отец – Он милостив.
Если ты христианин, то христианином будь везде: в семье, на работе, на отдыхе, при общении с друзьями, за рулем. Наша узость должна проявляться в помыслах, в поведении, которое не дает нам «отпуска» от христианства. Мы всегда должны чувствовать свои «берега», и не выходить за границы, сами себе их ставить. Как и Христос – Он смирил себя Сам.
По узкому пути и в тесные врата «широкие люди» не войдут; широкие в смысле просторных понятий, вседозволенности, большого жизненного размаха, глобального мирского мышления, великих, но приземленных целей; те, кто живут на широкую ногу.
А вот «узкие» люди по узкому пути, да через тесные врата пройти смогут, и Господь им в этом поможет. Только когда Он будет нас «узить», не нужно роптать; ведь Он будет делать это нам на пользу. Нам нужно только в смирении согласиться с Его волей.
Благослови вас Господь!
Александр Сенцов