Едва мы хотим узнать полноту благословения, заключающегося в молитвенной жизни, нам необходимо не только молиться надлежащим образом, но и в надлежащее время. Пример Самого Христа полон назидания относительно того, когда именно следует молиться.
В первой главе Евангелия от Марка в 35-м стихе мы читаем: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Иисус Христос избрал для молитвы ранний утренний час. Многие из сильных мужей Божьих следовали в этом отношении примеру Господа.
В утренние часы мозг наш свеж и способен на лучшую работу; то безусловное сосре-доточение мыслей на Боге, которое необходимо для наиболее успешной молитвы, всего легче достижимо в ранние утренние часы. Кроме того, когда ранние часы проведены в молитве, весь день освящён и приобретена сила на то, чтобы преодолеть искушения и исполнить предстоящие обязанности.
В первые часы дня мы можем достигнуть в молитве более, чем в какое-либо другое время. Всякое дитя Божие, желающее использовать свою жизнь для Христа наилучшим образом, должно отвести раннюю часть дня для общения с Богом в чтении Его слова и молитве. Первое, что мы должны делать каждый день, это уединяться с Богом и стать лицом к лицу к обязанностям и искушениям, получив для всего этого силу от Бога.
Мы должны обеспечить себе победу прежде, чем наступит час испытания, искушения или служения. Место уединённой молитвы есть то именно место, где мы должны нести наши битвы и одерживать наши победы.
В Евангелии мы видим Иисуса Христа, молящегося ночью и проводящего всю ночь в молитве. Разумеется, мы не имеем причины предполагать, что Господь постоянно так поступал; мы не знаем даже, как часто Он это делал, но, конечно, бывали времена, когда вся ночь посвящалась молитве.
Есть, без сомнения, способ уделять целые ночи молитве таким образом, что от этого не будет никакой пользы, а именно: когда это делается в духе закона. Не следует говорить: «Я собираюсь провести целую ночь в молитве», и при этом думать, что это составляет заслугу, которой можно приобрести благоволение у Бога; это ни что иное, как подзаконность.
Часто полезно сказать: «Я хочу посвятить эту ночь общению с Богом, чтобы испросить Его благословения и сил, а если это окажется нужным, и Он меня так направит, я всю ночь проведу в молитве». Случается, что прежде чем пройдёт ночь, мы уже вымолили то, о чём молились, и можем идти на отдых, и при этом найдём более освежающий и ободряющий сон, чем если бы мы не проводили этого времени в молитве.
За ночами, проведёнными в молитве к Богу, следуют дни силы в обращении с людьми. В ночные часы спящий мир затихает, мы можем уединиться с Богом и иметь ничем не нарушаемое общение с Ним.
Если мы посвятили молитве целую ночь, то не станем торопиться, у нас будет достаточно времени Духу Святому охватить весь наш ум, чтобы руководить им, и наконец, у нас хватит времени вымолить до конца то, о чём мы молились. Молитвенная ночь должна быть совершенно отдана в распоряжение Бога. Мы не должны заранее определять, сколько времени будем молиться или о чём будем молиться, но должны провести у ног Божьих долгое или короткое время, – сколько Он укажет, и сосредотачивать мысли на том или другом предмете, смотря по тому, как Он их направляет.
Иисус Христос молился перед всеми чрезвычайными событиями Своей жизни.
Он молился пред избранием двенадцати учеников, перед нагорной проповедью, перед тем, чтобы отправиться в путь для благовествования, перед началом Своего служения, перед объявлением двенадцати, о приближении Своей кончины и перед великим завершением Его жизни на кресте. Он готовился ко всякому важному, чрезвычайному событию продолжительной молитвою.
Так и мы должны делать. Когда мы видим приближение какого-нибудь особого события, мы должны приготовиться к нему определённою молитвою. Мы не должны скупиться временем на молитву.
Христос молился не только перед великими событиями и победами Своей жизни, но также после великих подвигов и чрезвычайных событий.
Когда Он накормил пять тысяч душ пятью хлебами и двумя рыбками, и народ хотел взять Его и сделать царём, Он отослал народ, а Сам взошёл на гору помолиться наедине и целые часы провёл там в молитве к Богу. Таким образом, Он шел от одной победе к другой.
Для большинства из нас более обычно молиться перед великими событиями жизни, чем молиться после них, но последнее так же важно, как и первое.
Если мы молились по достижению чего-нибудь значительного в жизни, мы могли бы достигать и ещё большего, но в большинстве случаев, то, что мы делаем во имя Божье, либо надмевает нас, либо приводит в изнеможение – и, таким образом, мы дальше не подвигаемся.
Многие в ответ на молитвы были облекаемы силою и совершали великое во имя Господне, а когда это великое исполнялось, вместо того чтобы смириться перед Ним, воздав Ему славу за то, что было достигнуто, они поздравляли себя с совершённым подвигом, впадали в надмение, и Бог должен был отложить их в сторону. То, что было сделано, не сопровождалось смирением своего «я» и молитвою к Богу. И, таким образом, проникла в сердце гордость, и могучий человек лишался своей силы.
Иисус Христос посвящал особое время молитве, когда жизнь Его была чрезвычайно занята. В такое время Он удалялся от толпившегося вокруг Него народа, уходил в пустынные места и молился. «Но тем более распространилась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лук.5:15,16).
Иные люди так заняты, что не находят время для молитвы.
По-видимому, чем Христос был более занят, тем более Он молился. Многие могучие мужи Божии переняли эту тайну у Христа, и когда более обыкновенного накапливались дела, они более обыкновенного уделяли время для молитвы. Другие же утратили свою силу, потому что не научились этой тайне и допустили возраставшей работе вытеснить молитву.
Много лет назад пишущий эти строки имел случай вместе с другими студентами богословия расспрашивать одного из самых выделяющихся христианских деятелей того времени и, между прочим, я задал ему следующий вопрос:
– Не расскажите ли вы нам что-нибудь о вашей молитвенной жизни?
Деятель помолчал минуту и затем, устремив на меня серьёзный взгляд, ответил:
– Ну, в этом отношении я должен сознаться, что был так доволен делами последнее время, что не мог уделять на молитву столько времени, сколько следовало бы.
Есть ли чему удивляться, что человек этот потерял силу и что великое дело, которое он делал, очень заметно от этого пострадало? Будем всегда помнить, что чем больше дел, тем больше времени мы должны посвящать молитве.
Иисус Христос молился перед великими искушениями. Когда Он всё ближе подходил к кресту и Ему всё яснее становилось, что на Нём должно совершиться окончательное испытание Его жизни, Иисус удалялся в сад для молитвы. Он пришёл «на место, называемое Гефсимания, и говорил ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мт. 26:30). Победа Голгофы была выиграна в ту ночь в Гефсиманском саду.
Великое спокойствие, с которым Он встретил ужасный натиск судилища Пилата и Голгофы, был последствием борьбы, страданий и победы Гефсиманского сада. Пока Иисус молился, ученики спали, и вследствие этого Он устоял, между тем как они пали постыдным образом.
Многие искушения приходят к нам неожиданно, без всяких предостережений, и всё, что мы можем сделать в такую минуту, это поднять к Богу вопль о немедленной помощи; но приближение многих искушений мы можем предвидеть заранее, и в таких случаях победа должна быть выиграна прежде, нежели искушение нас постигнет.
В Послании к Фессалоникийцам мы читаем: «Непрестанно молитесь» (5:17), а Ефесянам написано «Молитесь во всякое время» (6:18).
Вся наша жизнь должна быть жизнью молитвы в постоянном общении с Богом. Наш внутренний взор должен быть всегда устремлён вверх, к Богу. Хождение в Его присутствии должно быть для нас настолько привычно, что даже когда мы проснёмся среди ночи, самым естественным побуждением для нас должна быть беседа с Богом в благодарении или прошении.
Р. Т.