Иустин Философ (100--165 гг. н. э.) – выдающийся раннехристианский апологет, мученик. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.
Иустин Философ родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. С детства Иустин отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию истины.
Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников, и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию истинного Бога.
Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл ему сущность христианского учения и посоветовал искать разрешение всех вопросов жизни в книгах Священного Писания.
«Но прежде всего, – сказал старец, – молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери к свету. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».
На 30-м году жизни Иустин принял крещение. С того времени свои дарования и обширные философские познания он посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он.
Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Он последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с Кресцентом, философом школы киников, обвинявшим христиан в атеизме, и, по утверждению самого Иустина, «доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает», а также предложил ему повторить диспут в присутствии императора), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона гностика).
В Ефесе состоялся диспут Иустина с раввином Трифоном. Философ на основе ветхозаветных пророческих Писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».
Около 155 года, когда император Антонин Пий (138-161 гг.) открыл гонение на христиан, Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан – Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным.
В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора о прекращении гонений Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.
Возвращаясь в Италию, всюду проповедовал Евангелие и многих обращал к христианской вере. Когда он пришел в Рим, завидовавший ему Кресцент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть.
Из его описаний, как проходили собрания христиан:
Крещение и евхаристия
После того как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о посвященном, и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам – добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения.
По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб, чаша воды и вина. Он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого.
После того как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает «аминь». Аминь – еврейское слово, означает «да будет». После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды, и относят к тем, которые отсутствуют.
Пища эта у нас называется евхаристией (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как передал Христос.
Ибо мы принимаем это не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как Христос, Спаситель наш, словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть, как мы научены, плоть и кровь того воплотившегося Иисуса.
Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, передали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб, благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил, и сказал: это есть Кровь Моя, и подал им одним.
С того времени мы между собою всегда делаем воспоминание об этом. И достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем заодно друг с другом. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего через Сына Его Иисуса Христа и через Духа Святого.
Воскресная евхаристия
В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам, и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы.
Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому, и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов.
Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, обо всех, нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется обо всех, находящихся в нужде.
В день же солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых.
Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам, и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение.
Из истории христианства