Апостол Пётр, исцеливший хромого у Красных дверей храма, произнёс к собравшейся толпе знаменательную проповедь, закончив её ещё более знаменательными словами: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).
С тех пор как существует мир, миллионы лучших людей ничем не были так серьёзно озабочены, как весьма скорбным вопросом: как и чем загладить свои грехи? К сожалению, желая разрешить эту трудную проблему, люди обычно допускали две грубые ошибки: они либо пытались загладить свои грехи сами, стремясь погасить свою задолженность перед Богом добрыми делами, постами, молитвами, аскетизмом и т. п., либо поручали дело заглаживания своих грехов другим людям.
В своей проповеди апостол Пётр как бы вопрошает собравшихся: вы чувствуете себя обречёнными и навеки погибшими грешниками и желаете знать, что надо делать, чтобы спастись от верной гибели, как и чем загладить вашу вину перед Богом? Слушайте, что провозглашает Божий ответ: «Покайтесь и обратитесь».
Бог сделал всё для нашего спасения. Он «отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), и единственное, чего Бог ожидает от грешников, это покаяние и обращение. Таково было первоначальное евангельское условие спасения.
К величайшему сожалению, поколение сменялось поколением, и церковь незаметно стала удовлетворяться и ограничиваться в требовании к грешнику одним только покаянием без обращения, одной только исповедью без возрождения свыше.
Некоторые, вероятно, спросят: какую же разницу видите вы между покаянием и обращением? Разве это не одно и то же?
Конечно нет! Покаяние и обращение — два совершенно разных духовных переживания в жизни подлинно покаявшегося человека.
Покаяние — это сознательный отказ от прежней греховное жизни. Обращение — это сознательное восприятие новой жизни во Христе. Покаяние — это уход от сатаны. Обращение — это вручение всего себя Богу.
Покаяние повергает грешника в прах, полагает конец греховной жизни, это принципиальное решение оставить прежний образ жизни и никогда не возвращаться к нему.
Обращение утверждает ноги покаявшегося на Скале и открывает перед ним неведомые доселе горизонты, это постоянное приведение этого решения в исполнение.
Покаяться — значит остановиться на широком пути, уводящем от Бога, и не делать ни одного шага дальше: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс.45:11), «…перестаньте делать зло» (Ис.1:16).
Обратиться — значит сделать крутой поворот и начать путь к Богу: «Научитесь делать добро…» (Ис.1:17).
Покаяться — значит сказать: «Встану, пойду к Отцу моему!»
Обратиться — значит сделать: встать и пойти.
Покаяние без обращения — ложное покаяние. Покаяние без перемены сердца и всей жизни — кощунственное покаяние.
Покаяние без возрождения свыше — бесполезное и пустое покаяние.
Однако, как это ни странно, миллионы разумных людей по сей день верят и крепко придерживаются именно такого безрезультатного покаяния. Они не знают, что покаяние или исповедь Бог признаёт верными только в том случае, если человек решительно порывает с теми грехами и пороками, которые исповеданы перед Ним.
Прощённый грех — это исповеданный и навсегда оставленный грех. Апостол Павел писал к верующим: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?.. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху… Грех не должен над вами господствовать…» (Рим. 6:2, 6, 14).
Н. Н.