Исторический очерк
Этот документальный очерк ознакомит читателя с человеком удивительной судьбы. Он один из тысяч мужественных христиан, стойкость которых не смогла сломить безбожная власть. Те страшные режимы большевиков, затем коммунистов, каждый в свою очередь хотели владеть не только телами, но и душами христиан.
Казалось бы, все те волны репрессий над христианами при царизме, затем атеизме, окончательно выкашивали верующих – их больше не должно быть.
Но Бог готовил Себе Гедеонов из простого народа, испытывал их и посылал в церкви. Эти воины Христовы могли оказать сопротивление неверию, несли евангельскую эстафету, не преклоняясь перед Ваалом всех времен. В воинстве нашего Господа миллионы таковых.
Иван Шилов родился в набожной православной крестьянской семье. В детстве Ваня был окружен материнской лаской, потом она привлекала его к работе по двору, готовила его к самостоятельности – отца у них не было. Он вырос крепким мальчиком, и уже в юные годы стал активным участником всех мальчишеских деревенских конфликтов. И всякий раз мама подолгу проводила с ним откровенную, по-отцовски строгую беседу, а в конце подобных разборок переходила на материнский лад, обнимая его, всегда говорила:
— Ванюша! Я молюсь Богу за тебя, не огорчай Его своим поведением.
Придя в возраст, он стал думать о выборе путевки в жизнь. Его манило и то, и другое. Выбор был, знания позволяли ему идти в самые престижные учебные заведения. Но всякий раз перед сном или после сна его взгляд останавливался на большой фотографии: это был корабль, на котором плавал его отец долгие годы. Когда ему было десять лет, мать однажды рассказала историю их одиночества.
«Когда тебе было два года, папа должен был пойти в рейс на родную Балтику. Как всегда, на прощание папа целовал тебя, затем меня, брал вещи и уходил. Обычно рыбачили они по десять дней. А в тот раз через четыре дня пришел наш сосед (они плавали вместе) и принес тревожную весть…».
Ваня внимательно слушал и заметил, как мать, сквозь слезы сокращая рассказ, сказала: «…спасая товарища своего, который оказался за бортом, сам погиб, — не смогли потом откачать его».
Ваня смотрел на этот корабль не с презрением, что он стал предметом его сиротства, а с гордостью за своего отца, который отдал жизнь за ближнего своего. Эти мысли не давали ему покоя. По окончании школы, он часто думал: «Может быть, пойти учиться, стать командиром корабля, грамотно вести людей дальше Балтики, в океан, и умело спасать их в трудные минуты жизни?»
Спустя шесть лет, находясь уже на корабле, он так и писал своему другу о своем выборе: «Все мои мечты и учеба прошли как сон. Лег спать и проснулся на корабле». Неизвестно, что он подразумевал в этом понятии – то ли, что учеба давалось легко, то ли мечта сбылась, и он оказался на корабле. Но на корабле он был не командиром, а врачом.
Иван Шилов был не тщеславный по своему характеру, и в выборе профессии решил, что в положении врача он сможет быть полезнее людям, чем командиром, и выбрал учебу в медицине. В этом усматриваем Божий промысел, что будущему мужественному свидетелю Христову придется многие годы быть среди тысяч узников сталинских лагерей, которым нужна будет его помощь как медика для тела, и спасительное слово для души, но об этом немного позже.
Их корабль стоял в Кронштадте, гавани многих военных кораблей. Здесь была и легендарная «Аврора», та самая, от который большевики по «ее сигналу пошли на штурм Зимнего дворца».
Начальство корабля, на котором был Ваня, благосклонно относилось к молодому врачу и часто отпускало на берег. Это, как потом стало известно, не послужило к его благу: он быстро начал погружаться в пьянство и другие пороки.
Мать замечала часто его подавленое состояние и однажды спросила: «Сынок, я вижу, ты испытываешь какие-то трудности, неустройства, вижу тебя печальным, в унынье. Когда тебе будет очень тяжело, помолись Богу, и Он поможет!»
Ване жизнь стала казаться пустой и бессмысленной, и его начали посещать мысли о самоубийстве. Однажды, находясь в таком состоянии, в борении, не найдя покоя, он вспомнил совет матери. Зашел в свою каюту, закрыл за собой дверь и стал молиться, повторяя молитву «Отче наш», в конце сказал: «Господи я не могу справиться с собой, помоги мне».
Это была пятница. В субботу отпросился на берег навестить свою мать, обрадовать ее, что он помолился Богу и ему стало легче на душе. Мать он застал больную, но эта весть, что он помолился Богу, для неё была лучшим лекарством. Перед уходом, когда они простились, она снова повторяла: «Продолжай молиться, сынок». Она как бы уверяла его, что Бог обязательно поможет ему во всех вопросов.
Вечером он вернулся на пирс несколько раньше времени. Лодка, которая везла моряков с берега на корабль, еще не прибыла. Гуляя по берегу, он заметил возле одной клумбы в кустах какой-то странный сверток. Доставая его, он был удивлен этой ценной находке. По приходу на корабль он отдал находку командиру, объяснив ситуацию.
Оценивая находку, командир на второй день радиограммой отправил сообщение в «Петербургский листок», где печатались самые важные новости столицы. Несколько дней спустя командир вызвал Ваню к себе и сказал, что нашелся хозяин находки. Это была некая графиня, которая благодарит за известие и просит отпустить на выходные Шилова для встречи отблагодарить его за честный поступок.
Оставшиеся дни до выходных матросы дразнили Шилова: «Готовься на свидание с графиней». Сам Шилов не понимал, что происходит. Внутренне он чувствовал какое-то необычное состояние, мысли о больной матери не давали ему покоя, а тут еще эта находка, которая связывала его обязательной встречей. Он не понимал, что Господь этим готовит пути к спасению его души…
Через многие годы, когда матери уже не было в живых, когда он не думал только о спасении своей души, а заботился о пастве, (будучи служителем церкви), когда вел беседу с большой группой новообращенных перед крещением, рассказывая им о чудном промысле Божьем для спасения грешника, он рассказал им историю с находкой. Рассказывая только до места встречи с графиней, он сказал, что продолжит эту историю, когда будет повод для этого.
Итак, Иван Шилов, уверовав, посещал церковь баптистов, которая в это время строила большой молитвенный дом в Петербурге «Дом Евангелия». Крестил его пастор этой церкви, Вильгельм Фетлер. После крещения он принял ревностное участие в строительстве «Дома Евангелия» и в жизни церкви.
На открытии «Дома Евангелия» он говорил проповедь, призывая молодых покаяться и жить по учению Христа. Так он влился в среду проповедников «Дома Евангелия» и начал свое ревностное служение Богу. Он был настолько предан служению Богу, что решил уйти из армии. Уходя в отставку, остался жить и служить при «Доме Евангелия».
В 1914 г. женился на Ольге Михайловне, искренней, простой христианке, работавшей в церковной столовой. А через год у них родилась дочь Вера.
В 1915 г., по распоряжение Синода, во главе которого стоял Победоносцев, был выслан из страны пастор «Дома Евангелия», Вильгельм Фетлер, за совращение православных. Церковь оставалась некоторое время без пастора. В Европе шла первая мировая война, в которой участвовала и Россия. С фронтов шли тревожные вести. Россия терпела большие потери в живой силе. Было объявлена дополнительная мобилизация, в том числе и отставников для поддержания потери на фронтах.
В конце 1916 г. И. Шилова как военврача отставника призвали в армию. Он же твердо решил не участвовать в войне, и отказался вернуться в царскую армию.
За это он был привлечен к военному трибуналу. По положению военного времени за отказ от выполнения приказа военным трибуналом Шилов был приговорен к расстрелу. Находясь в Петропавловской крепости в ожидании приведения приговора в исполнение, он вспоминал свой пройденный путь… Его совсем не страшила смерть, и он был рад, что это совершится теперь, когда он примирен с Богом, а не тогда, в своей каюте, когда враг его души предлагал принять яд.
Он вспоминал, как Господь устраивал его путь в церкви, о той первой встрече с графиней Елизаветой Ивановной Чертковой. Он понял, что то, что он приобрел посредством той находки, неоценимо; что Господь таким путем привел его в церковь, что встреча с христианкой, которая оказалась в родовом звании графини, преданной ученицей Христа, стала для него Нафанаилом.
Г. Бабэрэ.
(Окончание в сл. номере)